+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Что такое описание объекта закупки

Объект закупки по 44-ФЗ: понятие, характеристики, правила описания и возможность изменения его характеристик

Что такое описание объекта закупки

Под описанием объекта закупки по 44-ФЗ подразумевается фиксация качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупки. Для этого нужно руководствоваться правилами по ст. 33 44-ФЗ.

Понятие объекта закупки

Объект закупки по 44-ФЗ – это закупаемые товары, работы и услуги, которые отвечают потребностям заказчика.

Объект имеет определенные функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики.

Под функциональными характеристиками понимают основное назначение объекта закупки и условия его применения по целевому назначению.

Так, к функциональным характеристикам объекта закупки относят его пищевую ценность (энергетическую и биологическую), эстетические свойства (цвет, форма, запах и совершенство исполнения) и пр.

Под техническими характеристиками объекта закупки понимают конкретные параметры, конечные и исходные величины, физическую величину показателей, регламент и порядок действия при использовании объекта закупки.

Под качественными характеристиками понимают совокупность характеристик и свойств товаров, услуг и работ, которые обуславливают их возможность удовлетворять потребностям и запросам заказчика, соответствовать своему целевому предназначению и требованиям.

Эксплуатационные характеристики обеспечивают надежность и работоспособность объекта закупки, условия, которые ведут к его эффективной эксплуатации и прочности, долговечности и техническим параметрам, гигиеническим, объемно-планировочным, эстетическим, экономическим параметрам, стадиям жизненного цикла и пр.

Описанию объекта закупки по 44-ФЗ посвящена отдельная статья 33. Неправильное описание объекта закупки грозит заказчику административной ответственностью в виде штрафа в размере 50 тыс. р.

Правила и требования к описанию объекта закупки

К описанию объекта закупки по 44-ФЗ предъявляются следующие требования:

  • описание их объективного характера;
  • описание технических, функциональных и качественных характеристик;
  • описание эксплуатационных свойств.

В отношении объекта закупки недопустимо включать требования и указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и патенты, полезные модели и промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименование производителя, требования к товарам, работам и услугам. Но данное ограничение можно устанавливать, если требования закупки при этом не ведут к ограничению численности участников закупки.

Но в законе есть некоторые исключения. Заказчик вправе указать перечисленные выше требования, если у него нет другого способа обеспечить точное и четкое описание характеристик объекта закупки или при выполнении работ и оказании услуг или же планируется использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

Обязательным условием при указании конкретной товарной марки является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент» за исключением случаев:

  1. Несовместимости имеющихся материальных ценностей у заказчика с иными товарами другой торговой марки и пр.
  2. При закупках запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, которые используются заказчиком по требованиям технической документации.

Например, в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 2016 года №Ф09-6596/16 суд встал на сторону заказчика, который не сделал в описании объекта закупки ссылку на возможность поставки эквивалента.

Заказчик уточнил, что не может закупить эквивалент, так как имеющееся оборудование не может работать с аналогами иных производителей.

Этот факт он подтвердил технической документацией по имеющемуся у него в распоряжении оборудованию.

При закупке лекарств заказчик вправе прописать товарный знак, если препарат вошел в перечень средств, закупаемых по торговым наименованиям, или если определенный препарат назначен по решению врачебной комиссии.

Заказчик не вправе указывать показатели объекта закупки, которых нет на рынке. Требования к объекту должны отвечать реальным потребностям заказчика и не содержать противоречий.

Например, заказчик был привлечен к ответственности по делу Новгородского УФАС России №1037/03 от 2015 года за то, что им были приведены необоснованные требования к ширине закупаемой ленты для медали.

В процессе проверки обоснованности предъявляемых требований суды учитывают несколько параметров:

  • не указывает ли приведенная совокупность требований на единственного поставщика;
  • представлены ли на рынке несколько производителей или поставщиков нужного заказчику товара;
  • обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечения взаимосвязи с оборудованием заказчиками или нормами законодательства;
  • были ли поданы заявки на участие в закупке.

Источники для формирования описания

На основании ст. 33 44-ФЗ при подготовке описания объекта закупки нужно использовать показатели, требования и условные обозначения, которые связаны с техническими характеристиками объекта закупки.

Если заказчиком при описании объекта не использовались официальные ГОСТы, установленные в законодательстве, о техническом регулировании терминов и условных обозначениях, то в закупочной документации должно содержаться официальное обоснование необходимости использования заказчиком иных показателей, требований и терминологии. Таким образом, по умолчанию заказчик обязан придерживаться официальных ГОСТов.

Для управления рисками, связанных с заказом для государственных и муниципальных нужд, требуется сохранять баланс между обеспечением своих потребностей и соблюдением норм законодательства.

При описании объекта закупки заказчик может ориентироваться:

  • на стандартизирующие и регулирующие документы;
  • на рекламные каталоги;
  • на исполненные контракты;
  • на официальные источники информации и данные статистики;
  • на результаты проведенного анализа рынка и коммерческих предложений;
  • на сведения из форумов, обзоров и статей;
  • на нормативно-технические, производственно-административные и справочные документы и пр.

Дополнительные требования при описании

Заказчик при описании объекта закупки вправе прописать дополнительные требования:

  1. Гарантийные сроки товаров, работ и услуг.
  2. Объем предоставления гарантийных обязательств (например, гарантийный период в течение 2 лет).
  3. Дополнительное указание на то, что товар должен быть новым и не подвергаться ранее ремонту.
  4. Дополнительное обучение лиц-работников заказчика, которые занимаются использованием и обслуживанием товара.
  5. Требования к затратам на эксплуатацию.
  6. Прочие требования, если это предусмотрено технической документацией на товар.

Не допускается включение в описание объекта закупки требования к участникам закупки: их деловой репутации, производственным мощностям и ресурсам и пр.

При закупке лекарственных средств заказчик должен прописать международные непатентованные наименования. В случае из отсутствия указываются химические или группировочные названия.

При указании дополнительных характеристик объекта закупки заказчику нужно быть предельно аккуратным, так как при отсутствии должного обоснования их практической ценности высоки риски для заказчика признания его требований необоснованными и избыточными.

При указании точных числовых характеристик при описании объекта закупки суды могут посчитать их правомерными, если дополнительно прописываются такие слова, как «не более», «не менее», «минимальный и максимальный».

Заказчик также вправе установить дополнительные требования к размерам, упаковке и транспортировке товара, если они не повлекут за собой ограничение конкуренции.

В чем заключается техническое задание

Для описания объекта закупки заказчик часто использует техническое задание, хотя законодательно такая обязанность для заказчика не предусмотрена. То есть оформление технического задания является правом заказчика.

Обычно в самом закупочном извещении заказчики только ссылаются на техническое задание, а уже в самом задании приводятся функциональные, качественные и технические характеристики объекта закупки.

В техническом задании содержится указание на следующее:

  1. Требуемые характеристики товара, работы или услуги.
  2. Количество или объем закупки.
  3. Сроки для исполнения контрагентом своих обязательств.
  4. Гарантии поставщика.

К техническому заданию можно прилагать планы, эскизы, спецификации, фотографии, требования к испытаниям, упаковке и пр. Документация может содержать и изображение товара, которое позволяет четко идентифицировать его и помогает участникам подготовить заявки на участие.

Техническое задание может использоваться на этапах:

  1. Планирования.
  2. Подготовки извещений и документации о закупках.
  3. Исполнения государственного контракта, отчетности и контроля.

Подготовка технического задания позволяет заказчику правильно рассчитать сроки и описать предмет закупки. В данном документе заказчику предоставляется возможность:

  • представить планируемый результат закупки;
  • исключить неправомерные и ошибочные требования;
  • спланировать этапы закупки и подписания контракта;
  • проверить товары, работы и услуги на соответствие требованиям стандарта;
  • произвести проверку закупки.

Каталог товаров, работ, услуг

Для повышения прозрачности сферы государственных закупок и недопущения необоснованного ограничения конкуренции через описание объекта закупки Правительством применяются принципы стандартизации подходов к описанию продукции. В этих целях был создан каталог товаров, работ и услуг по 44-ФЗ. В Постановлении Правительства от 2017 года №145 утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога, а также руководство по его использованию заказчиками.

В настоящее время в каталоге товаров, работ и услуг содержится более 25 тыс. наименований товаров, работ и услуг, а также приведены их технические параметры.

Заказчики по 44-ФЗ обязаны применять информацию из каталога по истечении 30 дней после добавления объекта в него или с даты начала обязательного использования.

Можно ли изменять характеристики объекта закупки с внесением изменений в документацию

Внесение изменений в документацию о закупке допускается по инициативе заказчика или по предписанию контрольного органа, а также по запросу от участника о даче пояснений.

На основании положений ФЗ-44 при внесении изменений в извещение о закупке и закупочную документацию не допускается изменять только два параметра: это размер обеспечения и объект закупки на участие в конкурсе и электронном аукционе (на основании ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ).

Но с учетом положений 44-ФЗ можно полагать, что заказчику допускается уточнение:

  • функциональных характеристик объекта;
  • его технических свойств;
  • качественных параметров;
  • эксплуатационных характеристик;
  • исправление технических ошибок и опечаток.

Но данный вопрос является спорным. Так, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития от 2015 года №Д28и-2869 и №ОГ-Д28-12765, заказчик при внесении изменений в аукционную документацию не вправе изменять функциональные, качественные и технические характеристики объекта закупки.

При изменении описания объекта закупки заказчик должен руководствоваться установленными сроками. Принять решение о внесении изменений в закупочную документацию при проведении электронного аукциона заказчик может за два дня до окончания периода для подачи заявок.

При этом требуется продлить сроки для подачи заявок. У участников должно остаться не менее 15 дней для отправки своих предложений при цене контракта более 3 млн р. и как минимум 7 дней при НМЦК менее 3 млн р.

Таким образом, заказчику по 44-ФЗ предоставлена определенная свобода при формировании требований к объекту закупки, если его действия являются обоснованными, соответствуют поставленным целям, и если соблюдены правила описания объекта закупки.

Заказчики при описании объекта обязаны пользоваться официальными понятиями, терминами и обозначениями, в противном случае, иное они обязаны обосновать документально.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Что такое объект закупки, и каковы правила описания объекта закупки по требованиям ФЗ-44?

Что такое описание объекта закупки

Описание объекта закупки выступает обязательной частью любой закупочной документации. Такое описание приводится в техническом задании и позволяет максимально точно определиться с функциональными и техническими характеристиками товаров, работ и услуг.

Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется

Положения ст. 21, 23 и 31 ФЗ №44 разграничивают такие понятия, как «объект закупки» и «описание объекта закупки». Под объектом закупки понимается наименование товара, работы, услуги, которые закупаются заказчиком для обеспечения своих потребностей.

Тогда как описание предполагает придание определенных характеристик и показателей объекту закупки по 44-ФЗ, в результате чего появляется возможность установления поставщиками соответствия закупаемого товара, работы, услуги требованиям, прописанных заказчиком.

Заказчик при описании объекта закупки в технической документации перечисляет все технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупаемой продукции, которую он хотел бы получить в итоге, а также перечень необходимых смежных услуг по монтажу, обучению работе и пр.

Заказчик обычно приводит описание объекта в техническом задании, хотя составлять такой документ совсем необязательно по 44-ФЗ.

Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Стоит обратить внимание, что при неправильном описании объекта закупки заказчику грозит штраф в размере 50000 р.

Правила описания объекта закупки

При составлении описания объекта закупки заказчику следует ориентироваться на перечень требований по 44-ФЗ. Необходимую ему информацию о нужных характеристиках товаров заказчик может почерпнуть из актуальных ГОСТов, сведений из ранее подписанных контрактов, общедоступных источников и коммерческих предложений, полученных от производственных предприятий и торговых фирм.

Законодательно прописаны следующие требования, которыми следует руководствоваться заказчику:

  1. Он должен использовать объективное описание: не должно включать указания на конкретные товарные знаки, производителя продукции или страну производства. То есть не допускается прописывать любые уникальные характеристики товара, работы, услуги, которые могут привести к ограничению числа участников. При необходимости внесения таких сведений заказчик должен сделать оговорку, что допускается поставить эквивалент. Упоминание об эквиваленте не является обязательным в случае несовместимости материальных ценностей товара с объектами иной идентификации либо при закупках расходных материалов к машинам и оборудованию, которое применяется заказчиком по технической документации. В остальных случаях недопущение к поставкам аналогов является противозаконным.
  2. При формировании объекта закупки можно использовать только общепринятые  в соответствии с российским законодательством термины и обозначения.
  3. Объект закупки допускается дополнять различными чертежами, фотографиями и схемами, которые смогут лучше разобраться в характеристиках товаров и услуг.
  4. При закупках медикаментов нужно указывать международное непатентованное наименование лекарства. Если такое отсутствует, то нужно прописать группировочное химическое наименование по государственному реестру.
  5. Заказчик не вправе устанавливать требования к производителю и участнику закупки, его деловой репутации и наличию финансовых и трудовых ресурсов, производственных мощностей, кроме тех случаев, когда возможность установить требования оговорена дополнительно.

Указанные требования могут не выполняться, если не имеется другого способа для описания характеристик объекта закупки или если при выполнении работ и оказании услуг предполагается использовать товары, которые не выступают предметом контракта.

При описании объекта закупки заказчиком могут использоваться следующие характеристики:

  1. Качественные, которые представляют совокупность свойств и признаков, описывающих объект закупки в соответствии с потребностями заказчика.
  2. Технические, которые определяют технические свойства предмета торгов, конкретные параметры, исходные величины, порядок действий в процессе поставки, выполнения работы или оказания услуги.
  3. Эксплуатационные, к которым можно отнести конкретные характеристики по надежности и работоспособности закупаемого объекта: например, параметры прочности, санитарно-гигиенические показатели, эстетические свойства.
  4. Функциональные, которые заключаются в способности объекта выполнять основную функцию.

Техзадание на закупку должно содержать дополнительное пояснение, что поставляемый товар должен быть поставлен новым или не иметь следов эксплуатации.

В процессе описания объекта закупки нужно учитывать, что, с одной стороны, оно должно быть максимально детальным, а с другой – если к объекту закупки предъявляется слишком много требований, то поставщик может обратиться с жалобой в ФАС на то, что к продукции предъявляются избыточные требования.

Заказчика в последнем случае можно привлечь к ответственности за предпринятую попытку ограничения конкуренции, если он не сможет подтвердить необходимость характеристик.

Например, согласно судебному решению, было признано незаконным требование об установлении ширины наградной продукции в 22 см.

Заказчик имеет право устанавливать такие дополнительные требования к объекту закупки, как гарантийный срок, объем гарантийного сервиса, необходимость пуско-наладочных работ, обучение персонала работе с оборудованием и пр.

, а также иные требования, если это предусмотрено техдокументацией на товар.

Для соблюдения всех законодательных требований заказчику следует грамотно составить описание объекта.

При этом ему следует придерживаться таких рекомендаций:

  1. Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции и оказываемых услуг.
  2. Под составленное заказчиком описание должны подходить минимум две разные модели товара. Слишком детальное описание характеристик объекта закупки может привести к тому, что такой товар не подойдет ни под одно описание производимых изделий.
  3. Единицы измерения должны быть правильными. Например, не допускается указание “м” вместо “кв.м” или “мм” вместо “м”.
  4. Прописываются параметры объекта закупки, которые можно проверить без проведения лабораторных исследований или привлечения спецоборудования.
  5. Если товар отвечает требованиям ГОСТа, то нужно указать в закупочной документации его номер, а не переписывать положения стандарта. В случае указания конкретного ГОСТа нужно следить, чтобы перечисленные в извещении характеристики объекта закупки ему не противоречили.
  6. Характеристики объекта закупки не должны иметь субъективного характера (например, не допускается использование формулировок «лучше», «хуже»).
  7. Запрещается указывать торговые знаки без ссылки на то, что допускается поставить аналоги.
  8. Не стоит копировать информацию о товаре из разных сайтов в интернете, так как информация здесь может быть неактуальной и недостоверной.

Заказчики нередко допускаются ошибки при описании объекта закупки. Но иногда жалобы участников рассматриваются в судебном порядке или в ФАС, так как ситуации являются спорными. Примерами спорных ситуаций и результаты их рассмотрения такие:

  1. Заказчик указал товарный знак без указания ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде он привел доказательства того, что поставка аналога в данном случае недопустима, так как объект закупки будет применяться для работы с конкретным оборудованием, и для работы с эквивалентом оно не совместимо. Суд в данной ситуации принял позицию заказчика.
  2. Заказчиком не были установлены конкретные характеристики товара, в чем ФАС увидел нарушение положений ст. 33 44-ФЗ, в котором сказано, что в документации необходимо привести конкретные технические, а также качественные характеристики поставляемой продукции.
  3. Противоречивые требования к товарам было расценено ФАС как прямое нарушение ч. 1 ст. 50 44-ФЗ, а также норм КоАП.
  4. Излишне предъявляемые требования к товару были усмотрены судом в том, что заказчиком были установлены требования к материалам, из которых должен состоять закупаемый товар.

При оценке правомерности действий заказчика судами и антимонопольной инстанцией принимается во внимание такие условия:

  • не указывают ли сведения о товаре по технической документации на единственного поставщика или производителя;
  • есть ли сведения о том, что товар производят одновременно несколько компаний;
  • обусловлены ли требования к товару закупкой запчастей и расходных материалов для конкретного оборудования;
  • приведут ли установленные требования к ограничениям числа участников;
  • были ли поданы заявки или запросы от участников закупки.

В случае когда поставщику непонятны требования к закупаемому товару, он может обратиться к заказчику за разъяснениями. Ответ на его запрос должен поступить в двухдневные сроки. Но при обнаружении нарушений поставщик может пожаловаться на заказчика в ФАС.

Для повышения прозрачности закупочной деятельности и снижения коррупционных рисков путем введения единых наименований Правительство в последнее время стандартизирует подходы к описанию предполагаемой к закупке продукции.

Для этого Постановлением Правительства №145 был утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога и правил по его использованию.

В 2019 году каталог активно дополнялся новой информацией, и сегодня в него включены сведения о более чем 25000 наименованиях товаров, работ, услуг и описаний их характеристик.

Если указанная в каталоге информация является обязательной, то заказчики должны применять ее. По общим правилам применять сведения при описании закупки заказчики должны по истечении 30 дней после ее добавления.

Можно ли изменять характеристики объекта закупки

По нормам 44-ФЗ заказчик имеет право на заблаговременное изменение закупочной документации.

Согласно положениям ФЗ-44 от 2013 года, при внесении изменений в извещение о закупке и документацию о закупке не допускается изменение закупочного объекта и размера обеспечения заявок на участие в электронных аукционах и конкурсах. Это требования подтверждаются ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ.

В законе не содержится указаний относительно того, что не допускается изменять применительно в отношении объекта закупки: наименование, описание или же количество.

С учетом положений 44-ФЗ ряд экспертов полагает, что уточнение технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик объекта (в частности, исправление технических ошибок и опечаток) не является нарушением законодательства о контрактной системе.

Но, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития (№Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года), заказчику запрещено вносить подобные изменения в закупочную документацию.

Позиция о недопустимости внесения любых изменений обусловлена следующим. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ-44, в план-график может быть включена информация в отношении каждой закупки, в том числе приводится описание объекта закупки.

Соответственно, если указанные сведения изменяются, то считается, что закупка не соответствует плану-графику и недопустима.

Таким образом, к описанию поставляемого товара или услуги следует подойти максимально ответственно. Грамотно составленное описание служит гарантией того, что заказчик получит нужные ему товары, работы и услуги, и закупка не будет оспорена в суде или ФАС.

Согласно 44-ФЗ, под описанием объекта закупки выступает фиксация его качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупок. Для установления требования к закупаемому объекту заказчику следует сохранять баланс между обеспечением собственных потребностей и требований закона.

Действия заказчика могут иметь определенную свободу, если они имеют под собой обоснования и соответствуют целям закупочной деятельности.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

+7 (812) 245-61-57

Санкт-Петербург

Описание объекта закупки

Что такое описание объекта закупки

Эту часть документации часто еще называют техническим заданием. В ней заказчик описывает объект закупки — товары, работы или услуги. Это обязательный документ, поскольку именно на его основании участники закупки могут разработать наиболее подходящее для заказчика предложение.

Помимо того, что описание объекта закупки обозначает способ выбора определения поставщика, диктует порядок формирования НМЦК, определяет требования к участникам закупки и другие особенности проведения тендера, оно еще, как юридически значимая информация, определяет состав извещения, документации, проекта контракта и в конечном итоге выбор лица, который станет победителем закупочной процедуры.

технического задания:

описание объекта закупки;

основное назначение и обоснование;

характеристики, параметры;

требования к качеству;

указания на количество и объем;

гарантийные требования;

сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В ст. 33 Закона № 44-ФЗ указаны положения, которые обязательно нужно соблюдать при составлении описания объекта закупки.

В целом описание должно нести объективный характер, использовать понятную терминологию, опираться на доступные информационные источники, указывать на следующие характеристики: функциональные (назначение объекта закупки и условия его использования по назначению; форма, производственное исполнение и др.

), технические (конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг), качественные (совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям), эксплуатационные (характеристики надежности и работоспособности, условия эффективной эксплуатации, прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические характеристики), стандартные показатели (технические и качественные характеристики объекта закупки, установленные в соответствии со стандартами, техническими регламентами и законодательством о техническом регулировании). Поставляемый товар должен быть новым.

Кроме того, при осуществлении закупки заказчик, согласно ст. 31 Закона №44-ФЗ, устанавливает единые требования к участникам закупки. Это и наличие лицензий, допусков, специальных разрешений и согласований, документов (например, сертификатов, связанных с безопасностью использования объекта закупки), и др.

Чего не должно быть в техническом задании

В техническом задании не должны содержатся требования или указания на:

товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, место происхождения товара, наименование производителя;

требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исключения составляют случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Однако если содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, заказчик должен добавить слова «или эквивалент» и указать критерии эквивалентности. Именно по этим критериям можно судить, нарушены или нет нормы ст. 33 Закона №44-ФЗ.

Документация для конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок

Важно обратить внимание на особенности документации, которая зависит от способа определения поставщика — конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.

Конкурсы считаются самым сложным видом закупочной процедуры и включают следующие документы: извещение, документация — информационная карта, техническое задание на объект закупки, форма заявки с инструкцией по ее заполнению, проект контракта.

Извещение о проведении конкурса

Это краткий документ, который включает:

идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);

используемый способ (открытый конкурс);

срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;

размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок;

размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта;

требования к участникам и их документации;

способы получения конкурсной документации;

место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;

преимущества для участников;

условия национального режима (ограничения и запреты на приобретение продуктов иностранного производства);

реквизиты счета для внесения обеспечения.

Документация — информационная карта

В отличие от извещения, представляет собой развернутую информацию со следующими необходимыми деталями:

описание объекта закупки и условий контракта в полном объеме;

требования и описанию предложения участника, к форме, составу заявки и инструкцию по ее заполнению;

дополнительные требования к объекту закупки: гарантийные сроки, условия эксплуатации;

НМЦК с обоснованием;

форма, сроки и порядок оплаты ТРУ;

порядок подачи заявок, сроки отзыва и изменения заявок;

порядок предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации;

финансовые условия конкурса: размер обеспечения заявки, размер обеспечения контракта, условия банковской гарантии;

информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;

информация о возможности изменения объема и количества ТРУ.

Заявка с инструкцией

Инструкция позволяет заказчику облегчить себе работу. Имея такой документ, который позволяет упорядочить информацию, участники делают меньше ошибок. Необходимость включения инструкции в конкурсную документацию установлена п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Форма инструкции произвольная, требования к ее составлению законодательством не предусмотрены, тем не менее существует целый ряд позиций, которые в ней необходимо прописать: порядок заполнения заявки на участие в конкурсе, требования к ее оформлению, в частности, язык составления заявки, способ указания предлагаемой цены контракта, количество экземпляров заявки.

Важно помнить, что при описании предложений участники должны использовать общепринятые обозначения и наименования, сведения, содержащиеся в заявке, не должны допускать двусмысленного толкования. Документы, представляемые участниками закупки, должны быть заполнены по всем пунктам, предусмотренным формой заявки.

Аукцион и аукционная документация

В составле аукционной документации есть извещение, аукционную документацию — информационную карту, техническое задание на ТРУ, форму заявки для участия в электронном аукционе с инструкцией по ее заполнению (как правило, разработку этих документов берет на себя электронная площадка), проект контракта.

Закон не прописывает структуру документации об аукционе. При этом в ст. 64 приводится перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена.

Аукцион проводится в том случае, если заказчик закупает ТРУ, поименованную в перечне, установленном Распоряжением правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Извещение о проведении аукциона

В извещении о проведении электронного аукциона указываются следующие сведения:

адрес электронной площадки;

сроки приема и рассмотрения заявок;

дата проведения аукциона;

размер обеспечения заявок и контракта;

требования и исчерпывающий перечень документов для участников;

информация об объекте закупки и условиях контракта.

Аукционная документация — информационная карта

Раскрывает все детали будущей закупки, поэтому включает много уточняющей информации:

сведения о заказчике;

сведения об электронной площадке;

сведения об объекте закупки — предмете контракта;

НМЦК приводится в соответствии с расчетом и обоснованием заказчика;

форма, срок и порядок оплаты контракта, выплата аванса;

требования к участникам закупки;

сроки подачи заявок на участие в аукционе;

сроки рассмотрения первых частей заявок и вторых частей заявок;

дату проведения аукциона;

требования к составу заявки на участие в электронном аукционе;

размер обеспечения заявок на участие в аукционе;

сведения об обеспечении исполнения контракта.

Котировочная документация

Отличается от конкурсной и аукционной тем, что в запросе котировок выкладывается сразу вся информация. Форма заявки для участия в запросе котировок разрабатывается заказчиком и входит в котировочную документацию.

Содержит запрос котировок, форму заявки для участия в запросе котировок, проект контракта.

В запросе котировок должны быть отражены:

сведения о заказчике и контрактной службе, источник финансирования;

форма котировочной заявки;

наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, требования к качеству, техническим характеристикам, к безопасности, к функционалу и потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели;

требования к предоставлению гарантий, к монтажу и наладке, к обучению;

место и сроки доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

сведения о НМЦК, расходах на перевозку, страхование, уплату налогов;

место и срок подачи котировочных заявок;

срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

срок подписания победителем контракта;

информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;

преимущества для определенных участников;

требование об отсутствии в РНП;

документы, подтверждающие соблюдение национального режима.

В том случае, если участникам требуются пояснения по закупочной документации или они обнаруживают какие-то несоответствия, неточности и ошибки, они вправе обратиться к заказчику за дачей разъяснений. Порядок, возможности и сроки обращения за разъяснениями в каждом способе закупки свои. Но заказчик обязан отвечать на запросы в установленные сроки.

Как правильно описать объект закупки по 44-ФЗ

Что такое описание объекта закупки

Объект закупки по 44 ФЗ — это товар, работа или услуга, которые нужны госзаказчику. Если в ТЗ описать их неправильно, грозит штраф до 50 000 рублей.

Собрали в таблицу основные изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ 2020 года:

Когда вступило в силу Что изменилось изменений
01.07.2019Добавили п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ

Закупочная документация в тендерах на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, которая утверждена по градостроительному законодательству.

Исключение:

  1. Проектная документация по этому законодательству не готовится.
  2. Закупка проводится по ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ, в которых предмет контракта — проектирование объекта капстроительства.

Если включили проектную документации в закупочную документацию, это означает, что выполнили требования п. 1-3 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

01.07.2019Новая редакция ч. 4 ст. 33 44-ФЗСформулировали понятие гарантийных обязательств — это требования к гарантии качества товара, работы, услуги и требования к гарантийному сроку или объему предоставления гарантий.

Понятие и правила описания объекта

Описать объект закупки означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. В статье 33 прописаны такие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ:

1. Запрещено указывать показатели, которых нет у подобных товаров.

При описании нельзя указывать показатели, которых нет у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки соответствуют реальной потребности заказчика. Характеристики прописывают одинаково для участников, без излишеств и противоречий.

К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).

2. Требуется указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.

Это означает, что описание объекта закупки должно содержать максимальные или минимальные показатели и значения, которые не изменяются. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность: не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146%. Листов в пачке: 500».

Не допускается устанавливать требования:

  • к производителю;
  • к участнику;
  • к его деловой репутации;
  • к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, если возможность их установления предусмотрена 44-ФЗ, к примеру, при проведении конкурса или аукциона, который подпадает под нормы Постановления от 04.02.2015 № 99.

Вот пример качественных функциональных и экологических характеристик объекта закупки.

3. Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.

Делать это не обязательно, если:

  • товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, в соответствии с техдокументацией.

4. Необходимо использовать в описании показатели и термины, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы РФ.

Иные показатели, требования, обозначения и термины используют, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

Вот пример, что такое объект закупки по 44-ФЗ: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки вырабатывать в соответствии с ГОСТ 31805-2012, по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».

5. При необходимости включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа, наладки и обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.

К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года».

6. При покупке лекарственных средств обязательно указывать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.

К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».

7. Допустимо заказывать новый товар, не бывший в употреблении или в ремонте.

Какие использовать характеристики в описании объекта закупки

Рассмотрим объект закупки с разных сторон в процессе описания товара, работы, услуги (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики):

  1. Функциональные. Это способность предмета выполнять его основную функцию. Основное назначение и условия его использования по назначению.
  2. Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.
  3. Качественные. Совокупность свойств, характеристик, признаков, описывающих предмет закупки, и соответствие потребностям заказчика.
  4. Эксплуатационные. К ним относятся характеристики надежности и работоспособности предмета, условия, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию: прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики.

Для наглядности приведем пример описания объекта закупки по 44 ФЗ, взятый из документации в ЕИС.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.