+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Государственное управление отраслями социальной сферы

Муниципальное управление отраслями социальной сферы

Государственное управление отраслями социальной сферы

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

– комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;

– социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

– дома инвалидов и престарелых;

– детские дома;

– центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

1.3 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере

Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления.

Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы3.

Российская Федерация после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.

Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения.

В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной.

Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане.

С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится  координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

Государство – это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.

В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.

Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.

Социальная сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.

Задача местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства – о создании достойного уровня жизни человека.

Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.

Глава 2. Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений

Занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участие в хозяйственной деятельности.

Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся в стадии стагнации и упадка, безработица – главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у этой проблемы есть еще два аспекта.

Это во- первых, уровень и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и во- вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительности жизни человека.

Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости.

Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной формы собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены.

Типичный пример – так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства.

Тем не менее органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.

Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений может заключаться в следующем:

– разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

– координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;

– оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.)

– формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;

– формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;

– создание центра социально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населения и безработных, психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);

– организация муниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

– создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

– создание муниципального попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников школ и профессиональный учебных заведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;

– организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально – квалификационной структуры спроса на рабочую силу.

В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:

– содействие занятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

– оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите;

– развитие новых форм взаимодействия с работодателем;

– повышение конкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовки и повышение квалификации занятого населения муниципального образования).

Хорошо зарекомендовавший себя формой содействия занятости населению служат ярмарки вакансий.

На ярмарках посетители имеют возможность решать, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки.

Поэтому состав участников ярмарок вакансий включает: ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальных органов службы занятости.

Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ.

Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу.

Основные задачи клубов – оказание помощи гражданам, ищущим работу, в сокращении поиска подходящей вакансии, приобретении навыков в этом деле, снижение психологической нагрузки, ликвидации стрессовых состояний, приобретении минимума правовых знаний.

Для содействия предпринимательской инициативе безработных на средства муниципального образования совместно Центром занятости может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор – коллективный офис для начинающих предпринимателей.

В рамках его деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга по развитию качеств, способствующих предпринимательской активности населения муниципального образования. На уровне муниципальных образований важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите.

Таким образом, занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования.

Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости. Хорошо зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населения служат ярмарки вакансий.

Одним из действительных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ.

2.1 Анализ рынка труда в станице Старощербиновская Щербиновкого района Краснодарского края

При достаточно низком официально регистрируемом уровне безработицы найти работу, что называется «по душе и по деньгам» в провинции, особенно в ее сельской глубинке, проблематично.

Но и в этом случае нет ничего невозможного, если быть настойчивым, целеустремленным, заряженным на работу. Тем более, что гражданин, ищущий ее, не одинок в своих поисках.

Ему готовы прийти на помощь специалисты службы занятости.

Государственное управление социальной сферой

Государственное управление отраслями социальной сферы

Социальные правоотношения представляют собой одну из важнейших подсистем общества и предмет государственного управления в форме реализации социальной государственной политики, в том числе обеспечении населению достойного уровня жизнедеятельности, эффективной реализации социальных прав, в том числе прав на социальное обеспечение, охрану здоровья, на жилище и др.

Отсюда государственное управление социальными правоотношениями представляет собой одно из приоритетных направлений политики страны и опосредует систему экономико-правовых, организационных мер и мероприятий, целью которых является формирование условий и обеспечение населения социальными ресурсами.

Замечание 1

Важнейшая цель государственного управления социальной сферы – это обеспечение доступности гражданам социальных благ, которые способны удовлетворить их биологические, экономико-социальные и духовные потребности.

Эффективность государственного управления социальными правоотношениями требует:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • научной и практической обоснованности критериев нуждаемости в социальной поддержке различных слоев населения;
  • рационального использования привлеченных государством ресурсов на осуществление социальной политики;
  • координации действий органов публичной власти на различных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Отсюда главным затруднением в реализации государством своего социального назначения выступает оптимизация объема привлекаемых на социальные нужды ресурсов и эффективности обеспечения населению достойного уровня жизнедеятельности и удовлетворения социальных потребностей личности.

Цели и задачи государственного управления социальной сферой

Государственное управление социальной сферой опосредует широкий круг общественных отношений, в том числе:

  1. отношения на рынке труда – гарантий оплаты труда не ниже установленного государством уровня, охраны прав работника как более уязвимой стороны в трудовых правоотношениях, обеспечение занятости и снижения уровня безработицы;
  2. обеспечение экономических условий, в которых трудоспособное население способно получать доход достаточный для удовлетворения социально-экономических потребностей;
  3. реализация демографической политики государства – охрана материнства, детства, молодежи;
  4. поддержка социально уязвимых слоев населения – реализация инструментов социальных обслуживания, обеспечения, защиты, страхования, пенсионного обеспечения и др.;
  5. организация эффективных систем образования, в том числе переподготовки и повышения квалификации;
  6. развитие науки;
  7. организация и финансирование эффективной системы здравоохранения;
  8. предоставление жилья нуждающимся слоям населения, предоставление коммунальных и бытовых услуг;
  9. формирование условий для культурного и физического развития населения;
  10. реализация туристического потенциала территории;
  11. обеспечение безопасных добычи и использования природных ресурсов, охрана природы, ее сохранение и восстановление;
  12. охрана социальных прав населения.

Названные категории общественных отношений как предмета государственного социального управления обусловливают постановку следующих целей социальной политики:

  • обеспечение роста уровня жизнедеятельности граждан;
  • организация эффективной системы социальной охраны и обеспечения социально уязвимых групп населения;
  • управление рынком труда, в том числе установление минимальной оплаты труда, обеспечение занятости, снижения безработицы, контроль миграции;
  • стабильное и эффективное функционирование пенсионной системы;
  • качественное и доступное здравоохранения и социальное страхование.

Достижение таких целей требует от государства последовательного решения таких задач:

  • обеспечение баланса интересов отдельных социальных групп и приоритетов социально-экономического развития муниципалитета, региона, государства в целом;
  • формирование экономической и политической среды, способной обеспечить рост благосостояния граждан, их эффективное участие в производстве;
  • предоставление равных социальных возможностей граждан, в том числе на качественные и доступные здравоохранение, образование, жилье и др.;
  • обеспечение социальных прав граждан, в том числе категорий населения, нуждающихся в повышенной поддержке со стороны государства;
  • борьба коррупцией, с криминальной преступностью;
  • развитие всех областей социальной сферы – науки, образования, экологии, медицины, культуры, спорта и др.

Правительство РФ в государственном управлении социальной сферой

Основной закон страны в качестве одной из характеристик Российской Федерации называет «социальное государство», что возлагает на государство обязанности по обеспечению эффективной реализации и охраны социальных прав граждан.

Государственное социальное управление реализуется в России по следующим направлениям:

  1. законодательное и иное нормативно-правое регулирование социальной сферы;
  2. осуществление гарантированных законом и иными нормативно-правовыми актами социальных прав и интересов граждан;
  3. контроль деятельности органов публичной власти и их должностных лиц в области реализации задач социального управления.

Конституционно закреплена обязанность Правительство России по реализации в стране единой государственной политики в области научно-культурной и образовательной областях, а также в области здравоохранения, социального обеспечения, экологии, в частности обязанности:

  • по реализации на территории страны единой социальной политики;
  • по урегулированию миграционных процессов;
  • по осуществлению единой государственной политики в образовательной сфере;
  • по гарантированию социального обеспечения населения;
  • по содействию поддержке семьи, материнства, отцовства и детства;
  • по организации и реализации мероприятий по охране здоровья населения, санитарно-эпидемиологического благополучию граждан и др.

Государственное управление отраслями социальной сферы

Государственное управление отраслями социальной сферы

Во введении ставится ключевая цель и задачи работы. В первой главе происходит рассмотрение теоретических основ государственного управления. Во второй главе рассматривается государственное управление и социальные регуляторы.

В заключении делаются выводы по итогам работы. Раздел 1. Теоретические основы государственного управления 1.

1 Сущность и основные признаки государственного управления В первую очередь при раскрытии содержания, целей, функций и прочих особенностей государственного управления, нужно остановиться на таком понятии, как «управление», а также «социальное управление».

Такой термин, как «управление» на сегодняшний день является универсальным средством, которое применяется для характеристики некоторого вида деятельности, или же совокупности действий. Они совершаются для достижения определенных общественно значимых задачи и целей.

Именно с позиции общенаучного понимания такое понятие,

Государственное управление социальной сферой

Главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.

В управлении социальной сферой участвуют практически все органы государственного управления на всех уровнях управленческой иерархии: законодательные, исполнительные, контролирующие, экономические, отраслевые, республиканские и местные органы управления и самоуправления.

Активное участие в управлении принимают и общественные формирования: профессиональные союзы, общество потребителей, ассоциации предпринимателей и др. Они создают управленческие структуры и различные фонды, заключают соглашения с органами государственного управления в рамках социального партнерства.

Вместе с тем в Российской Федерации созданы специальные органы государственного управления социальной сферой. Они сформированы на принципе комплексности, позволяющем охватить все объекты социальной сферы и обеспечить решение поставленных целей социального развития РФ.

Муниципальное управление отраслями социальной сферы

Только с помощью исследований и создания системы управления возможно обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества.

(ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» далее Федеральный закон 2003 г.)

Система государственного управления

Характерными чертами их развития является высокая капиталоемкость и фондоемкость; долгосрочная окупаемость вложений; стабильно возрастающий спрос на количество и качество услуг, обязательность активного государственного участия.

Управление сферой культуры Долгосрочные цели политики государства в сфере культуры заключаются в формировании нравственных основ демократического строя, создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества, сохранения разнообразия национальных традиций народов страны, доступности услуг учреждений культуры1Основные учреждения культуры — театры, музеи, массовые библиотеки, архивы, кинопрокат, средства массовой информации, дома культуры.

Усилия направляются на преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы учреждений культуры, повышение эффективности выделяемых на развитие культуры ресурсов.

Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Социальная сфера — важнейшая подсистема общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния.

Социальная политика как одно из направлений государственной политики представляет собой комплекс мер экономического, правового, организационного характера по созданию условий и предоставлению социальных ресурсов каждому члену общества и населению в целом для реализации их потребностей в рамках одобряемой обществом системы ценностей6.

155; Тихомиров Ю. А.

6.3.

Государственное управление социальной сферой

Государственные решения принимаются после предварительной и обязательной экспертизы на предмет их социальных последствий.

Но Россия пока не готова ратифицировать Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда74.

Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, иные социальные отношения и удовлетворяет материальные, культурные, образовательные, медицинские и духовные потребности человека и гражданина.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.