+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Изменение цены договора после его исполнения

Изменение стоимости договора после выполнения проекта

Изменение цены договора после его исполнения

> Архив блога > Изменение стоимости договора после выполнения проекта

версия статьи

Изменение цены заключенного договора на оказание услуг после фактического выполнения всех обязательств – достаточно частое явление, встречающееся в договорной практике. Причины появления подобных ситуаций могут быть различные. 

Настаивать на изменении оговоренной в подписанном соглашении стоимости может как исполнитель, так и заказчик. Бывают обоснованные случаи, когда увеличиваются затраты на оказание услуги, или возникает потребность в расширении первоначального перечня выполняемых работ. 

Но возможны ситуации, при которых заказчик настаивает на снижении цены договора при прежнем объеме услуг.

Нередко по причине неактуальности и низкой востребованности достигнутого результата заказчики стремятся переложить расходы на реализацию проекта на исполнителя.

В нашей статье мы рассмотрим различные варианты изменения стоимости, а также возможные действия по защите своих интересов в договорных отношениях.      

 Определение стоимости договора

В процессе согласования и заключения договора участники соглашения оговаривают порядок формирования цены и порядок выплат. Стоимость работ складывается из следующих факторов:

  • фактически понесенных подрядчиком затрат на приобретение материалов, оплаты услуг специалистов;
  • нормы прибыли, определенной исполнителем за реализацию проекта.

Цена в договоре может быть следующих видов:

  • твердой – такая стоимость остается фиксированной независимо от возникших обстоятельств, в том числе при изменении объема оказываемых услуг или увеличения сметы;
  • ориентировочной – данный показатель при наступлении определенных обстоятельств может пересматриваться. Например, в случаях роста расходов, возникшей потребности проведения дополнительных работ, не оговоренных условиями договора;
  • комбинированной – подобная цена складывается из твердой и плавающей (в зависимости от выполнения KPI), обычно стороны соглашения определяются с ценовым диапазоном – от минимального показателя до максимального.

Стоимость договора может быть выражена в конкретной цене, либо порядок формирования цены задается в виде формул, индекса или других видов расчета. В договорной практике чаще всего система подсчета расходов предоставляется в виде сметы.

 Входит ли цена в число обязательных условий договора?

Сегодня практически невозможно встретить заключенный договор между сторонами без указания стоимости предоставляемых услуг. Однако на практике обязательное присутствие в соглашении твердой или приблизительной цены остается во многом спорным вопросом.

В статье 709 ГК РФ оговаривается случай, когда стоимость не указывается в договоре. В такой ситуации, согласно утвержденному законодательству, цена может оговариваться правилами, приведенными в статье 424 ГК РФ. Подобное допущение отсутствия стоимости является причиной оспаривания ряда вынесенных решений арбитражных судов.

 Заказчик хочет изменить стоимость договора

Рассмотрим частный случай: объем работ исполнителем был выполнен согласно заключенному договору, но заказчик настаивает на снижении стоимости услуг. В каких ситуациях подобные действия являются правоверными?

В процессе оказания услуг возможны увеличение временного интервала, объема используемых комплектующих и расходных материалов (например, при закупке иностранного оборудования для выполнения проекта при значительном падении курса рубля), расходов на закупку и оплату труда привлеченных специалистов, корректировка перечня требуемых работ.

В соответствии с указанными причинами в законодательстве предусматриваются варианты изменения стоимости договора и подписания дополнительного соглашения. Но остановимся подробнее на тех моментах, когда цена может быть уменьшена по требованию заказчика:

  • твердая стоимость – по взаимному согласию сторон, либо в случаях, неудовлетворительного качества работ;
  • ориентировочная стоимость – по достигнутому соглашению между сторонами, или в тех случаях, когда смета или оговоренный объем услуг были сокращены, а также по требованию заказчика при выявлении недостатков.

ВАЖНО: Заказчик не вправе самостоятельно по своему усмотрению без причины уменьшить стоимость заключенного Договора.

В договорной практике возникают ситуации, при которых фактические расходы, понесенные исполнителем, оказываются ниже приведенных в смете.

Статья 710 ГК РФ определяет, что сэкономленные в процессе оказания услуг денежные средства исполнитель может не возвращать заказчику. Однако все зависит от способов, которые используются для сокращения затрат.

В тех случаях, когда применяемые методы негативно сказываются на качестве услуги, то это вызывает обоснованные претензии заказчика.

Существуют определенные критерии, выработанные в судебной практике, которые позволяют разграничивать случаи реальной экономии и варианты мошенничества.

Сэкономленные денежные средства не подлежат возврату в тех случаях, когда экономия достигается за счет повышения эффективности действий, использования современных технологий, других способов, не оказывающих прямого влияния на качество предоставляемых услуг и не влекущих нанесение ущерба.

В остальных случаях заказчик вправе требовать пересмотра стоимости подписанного договора. Однако факт неудовлетворительного качества работы необходимо предварительно доказать.

Заказчик при завершении оказания услуг должен оценить их качество и объем, в том числе с помощью проведения независимой экспертизы. При выявлении недостатков со стороны заказчика должна быть направлена претензия. Сроки подачи данного документа оговариваются в тексте договора, как правило, это не более 10 дней.

Если письменная претензия в адрес исполнителя направлена не была, то услуги считаются оказанными в полном объеме. В случае отказа от подписания акта выполненных работ законодательство позволяет исполнителю подписать акта КС-2 в одностороннем порядке.

А заказчик будет вынужден будет доказать обоснованность претензий в судебных инстанциях.

 Заказчик хочет взыскать средства с исполнителя

Ситуация следующая: заказчик не смог воспользоваться результатом услуги и хочет взыскать с исполнителя денежные средства.

Согласно действующему законодательству, если заказчик подписал акты выполненных работ, не предъявил обоснованных претензий к качеству оказанных услуг, а исполнитель выполнил работы в полном объеме в установленные договором сроки, то законных оснований для предъявления требований по возврату средств нет. В таких случаях услуга считается оказанной.

Возмещение затрат возможно только при наличии обоснованной претензии от заказчика с перечнем имеющихся недостатков и предъявлением доказательств неудовлетворительного качества.

 Как Исполнителю обезопасить себя от изменения цены Договора?

  • Подпишите промежуточные акты, акт выполненных работ и акт сверки расчетов – это позволит подтвердить факт принятия работ по договору и наличие задолженности перед исполнителем;
  • Внимательно изучите заключаемый Договор на предмет риска и возможность закрытия контракта без последствий (штрафов, пеней и т.д.);
  • Не заключать невыполнимые Договоры или заведомо невыгодные договоры (например, на государственных тендерах);
  • Использовать только официальный формат общения с Заказчиком: указанную в Договоре электронную почту, контактные телефоны;
  • Быть готовым в случае неплатежей направить письменную претензию и обратиться в Суд для принудительного взыскания задолженности.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях    . Мы ответим на все поступающие вопросы. Только правда про финансы.

08.02.2019

← Архив новостей

Изменения в 44-ФЗ. Изменение условий контракта

Изменение цены договора после его исполнения

Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» допускает возможность изменения существенных условий контракта. Перечень случаев, когда условия контракта могут быть изменены поо соглашению сторон, приведен в части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ. Согласно закону, это может быть сделано:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара (объем работы или услуги) увеличивается или уменьшается не более чем на 10%.

С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 введен подпункт «в», допускающий возможность изменения условий контракта по соглашению сторон:

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение цены контракта не более чем на 10%.

2) если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

3) если цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта федерации на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

4) если цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

5) изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств.

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ, при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, если такая возможность была предусмотрена контрактом.

С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 также добавлены основания для изменений существенных условий контракта в случаях, не предусмотренных закупочной документацией и/или контрактом.

8) если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого равна или превышает предельный размер цены, установленный Правительством, возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Воспользоваться указанным основанием для пересмотра условий контракта можно только при наличии письменного обоснования такого шага на основании решения Правительства, исполнительного органа власти субъекта федерации или местной администрации, для нужд которых соответственно и производилась закупка. Одновременно должно выполняться условие, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и/или цены контракта более чем на 30%.

Во исполнение указанной нормы закона “О контрактной системе” Правительство РФ своим постановлением от 20.07.2019 года № 948 установило соответствующий  порог цены контракта в размере 100 миллионов рублей.

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен в установленный срок из-за необходимости внесения изменений в проектную документацию либо по вине подрядчика.

В этом случае допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (формулировка закона 44-ФЗ). Говоря русским языком, срок контракта может быть увеличен не более чем в два раза.

Если срок исполнения контракта увеличивается по вине подрядчика, то изменение условий контракта возможно только при отсутствии у неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек, штрафов или пеней, предъявленных заказчиком.

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 ст. 93 закона.

Добавленным пунктом сняты ограничения на изменение по соглашению сторон существенных условий контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при закупках различных товаров, работ или услуг, в том числе, закупках у естественных монополий, закупках услуг по тепло-, водо-, электро- и гозоснабжению, коммунальных услуг, закупках услуг по управлению многоквартирными домами и т.п.

для поставщиков госзаказа

С 1 июля 2019 года в ст. 95 также была добавлена часть 17.1, посвященная заключению контракта с новым участником в случаях, когда контракт с предыдущим участником расторгнут. Суть нововведения выглядит следующим образом: 

17.1. В случае расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта заказчик имеет право заключить контракт с участником, занявшим второе место по результатам закупки.


При этом при расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, заключение нового контракта допускается в случае, если в связи с таким расторжением было принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Условия изменения и расторжения контракта подробно описаны в ст. 95 закона “О контрактной системе в сфере закупок”, имеющей достаточно большой объем. В этой статье  мы кратко рассказали только об изменениях в законе, вступивших в силу с 1 июля 2019г.

Если же Вам на практике пришлось столкнуться с необходимостью изменения существенных условий контракта либо контракт может быть расторгнут, эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют Вам внимательно ознакомиться с полным текстом статьи 95.

Это поможет Вам избежать возможных неприятностей.

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор – все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство – участвуйте и побеждайте вместе с нами !

В каких случаях допускается изменение существенных и несущественных условий контракта по 44-фз?

Изменение цены договора после его исполнения

Под изменением условий госконтракта по 44-ФЗ понимается внесение корректировок в соглашение между заказчиком и исполнителем. Законодательство допускает изменять существенные и несущественные условия договора, но только в исключительных ситуациях.

В каких случаях допускается

Условия государственного контракта по 44-ФЗ можно разделить на две крупные группы:

  1. Существенные.
  2. Несущественные.

Под корректировкой несущественных условий понимается изменение условий, которые не влияют на результат исполнения договора. Законодательство о контрактной системе и Гражданский кодекс не содержат определения несущественных условий.

Исходя из положений Главы 28 Гражданского кодекса, можно сделать вывод о том, что это такие параметры сделки, которые не являются важными для обеих сторон, никак не влияют на исполнение контракта и не требуют получения согласия от них. К таким условиям можно отнести:

  1. Платежные реквизиты сторон. Заказчик и поставщик могут на вполне законных основаниях изменять расчетные и корреспондентские счета, менять банковскую организацию для перечисления денег.
  2. Местонахождение учреждения и контактные сведения. Контакты в виде телефона, фактического адреса, электронного адреса можно поменять без предварительного согласия другой стороны.
  3. Арифметические и орфографические ошибки, которые были допущены при подписании документа. Это опечатки в названии, ФИО должностных и ответственных лиц, неправильные расчеты в спецификации или смете и пр.

Законодательно допускается изменение как несущественных, так и существенных условий как на этапе подписания, так и исполнения госконтракта. Но для этого следует строго придерживаться установленных правил.

Согласно ч. 4 ст. 7.32 КоАП, изменение условий госконтракта, если такая возможность не была предусмотрена российским законодательством, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. р.

и на юридических лиц – 200 тыс. р.

По правилам ч. 5 ст. 7.

32 КоАП изменение условий контракта и увеличение цены его исполнения, которое привело к росту расходов бюджета, грозит заказчику штрафом в двукратном размере от дополнительно израсходованных средств.

Можно ли изменить существенные условия контракта

В некоторых случаях условия контракта не подлежат изменению. Так, не допускается изменить госконтракт по 44-ФЗ по п. 1 ч. 1 ст. 95 при проведении запроса котировок (это также следует из Писем Минфина от 2017 года №24-03-07/79960, от 2017 года №24-03-07/73936).

Также по общим правилам не допускается изменение существенных условий госконтракта. В 44-ФЗ нет четкого определения того, что можно считать существенными условиями. Указанные данные прописаны только в Гражданском кодексе, на положения которого так же опираются проводимые закупки среди государственных и муниципальных заказчиков.

Согласно ст. 432 Гражданского кодекса, под существенными условиями понимаются условия о предмете договора, а также те, которые названы таковыми в тексте контракта или законодательных актах.

К существенным условиям можно отнести те, без которых договор считается недействительным, а также по которым должно быть достигнуто соглашение сторонами о том, что они являются существенными. В ст. 34 44-ФЗ перечислены некоторые обязательные условия контракта, без которых он будет считаться незаключенным. Поэтому содержащиеся в данной норме условия можно считать существенными.

Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт подписывается на условиях, которые предусмотрены извещением или приглашением принять участие в закупке, документацией о закупке и заявкой.

Из этого следует, что все условия, которые содержатся в этих документах, можно считать существенными.

В целом заказчикам рекомендовано указывать в договоре те условия, которые являются существенными и не подлежат изменению.

Это позволяет избегать спорных ситуаций в дальнейшем.

При исполнении госконтракта не допускается изменять такие условия, которые считаются существенными:

  1. Предмет закупки (в данном случае это конкретное наименование товаров, работ и услуг).
  2. Объем поставки товаров, работ и услуг.
  3. Порядок и сроки оплаты.
  4. Источники финансирования (по письму Минэкономразвития №Д28и-2286 от 2015 года).
  5. Исполнитель госконтракта (смена исполнителя договора недопустима по ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). У данного основания есть одно исключение: если компания-поставщик была реорганизована путем преобразования, присоединения или слияния. В данном случае с учетом ч. 6 ст. 95 44-ФЗ допускается переход прав и обязанностей к новой организации.
  6. Сроки поставки товара по госконтракту, выполнения работ или оказания услуг.
  7. Цена контракта (на 10% и более).
  8. Ответственность сторон (размер штрафных санкций).
  9. Иные требования, которые были признаны сторонами в качестве существенных.

Хотя по общим правилам существенные условия должны оставаться неизменными, но в ст. 95 44-ФЗ прописаны исключения. Для того чтобы изменить существенные условия, подобная возможность должна быть предусмотрена заказчиком в контракте.

Так, допускается изменять такие условия, как:

  1. Цена договора по соглашению сторон без изменения объема поставки или оказанной услуги.
  2. Цена договора, если уменьшение или увеличение количества товара, объема работы или услуги составляет не более 10%.
  3. Цена договора, если изменились регулируемые тарифы (например, при закупках газа, воды и пр.).
  4. Цена и количество товара, сроки выполнения работы или услуги в случае, когда казенному учреждению уменьшили лимиты финансирования.
  5. Цена договора при изменении перечня услуг в случае лечения гражданина РФ за границей.
  6. Количество товара на сумму, которая не превышает разницы между ценой госконтракта, предложенной участником, и НМЦК, если право заказчика предусмотрено закупочной или аукционной документацией.
  7. Качественные, технические и функциональные параметры товара в сторону их совершенствования.

Стоит отметить, что указанные правки не допускается вносить в контракт на стадии его подписания. Такие изменения можно вносить только при его исполнении через подписание допсоглашения обеими сторонами. Делать корректировки в одностороннем порядке строго недопустимо.

Стоит также обратить внимание на рост НДС до 20% с 2019 года. Поэтому поставщики, которые заключили госконтракты до 2019 года, должны применять новую ставку.

Общая стоимость госконтракта при этом должна оставаться неизменной, а налог должен быть увеличен за счет поставщика. Это следует из Письма Минфина №24-03-07/61247 от 2018 года.

Указанное требование неприменимо для договоров, которые соответствуют критериям, утвержденным в Постановлении Правительства №1186 от 2013 года.

Для поставщика и заказчика нарушение существенных условий контракта грозит начислением штрафных санкций и пени либо ведет к расторжению госконтракта. Штрафы и пени для заказчиков и поставщиков определяются в соответствии с Постановлением Правительства №1042 от 2017 года.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе заказчика из-за нарушения существенных условий может привести к включению информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Порядок изменения условий на этапе заключения

Необходимость изменить условия по госконтракту может возникнуть как на этапе его заключения, так и исполнения. В зависимости от стадии, на которой вносятся коррективы, условия контракта изменяются по разному алгоритму.

До того как контракт еще не был подписан, он имеет статус проекта договора, и его положения еще не приобретают юридическую силу. Условия госконтракта подлежат изменению по следующему алгоритму:

  1. Заказчик направляет в адрес поставщика проект контракта, который тот должен подписать в установленные сроки. Если заказчик после этого обнаружил какие-то технические ошибки или иные недочеты, то законодательство позволяет ему отозвать проект договора на доработку и только потом направить правильную откорректированную версию поставщику.
  2. Поставщик направляет в адрес заказчика протокол разногласий, в котором указывается на необходимость изменения условий в проекте контракта с указанием причины. Например, из-за того, что у поставщика поменялись реквизиты. При проведении закупки в электронном виде протокол также направляется через ЭТП в электронном формате.
  3. В случае согласия с предложенными коррективами по протоколу разногласий заказчик изменяет госконтракт и отправляет повторно доработанную версию договора на подписание победителю закупки.

Если же предложенные изменения по протоколу разногласий являются недопустимыми, то заказчик предоставляет участнику официальный письменный отказ от внесения изменений. В этом случае поставщику остается подписать контракт в установленные сроки, иначе он будет признан уклонившимся от заключения договора, и информация о нем должна быть передана в реестр недобросовестных поставщиков. Если он не согласен с решением заказчика, то может обжаловать его действия в ФАС или в судебном порядке.

Корректировки в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС. Если неточность является несущественной и никак не повлияет на результаты исполнения договора и не приведет к наложению штрафных санкций, то сторонам лучше ее проигнорировать.

Порядок изменения условий на этапе исполнения контракта

Изменить несущественные условия контракта по 44-ФЗ допускается и на этапе исполнения госконтракта. Для этого необходимо придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Сторона, которая выступает инициатором внесения изменений, направляет второй стороне соответствующее уведомление о необходимости корректировок. В нем содержится указание на основания для изменения договора с учетом норм гражданско-правового законодательства и ФЗ-44.
  2. Вторая сторона после анализа поступившего предложения выносит решение и передает его в письменной форме. Соблюдение письменной формы в данном случае обязательно. Если отказ будет необоснованным, то инициатор внесения изменений может обжаловать его в судебном порядке.
  3. Стороны подписывают дополнительное соглашение о внесении изменений в госконтракт, если это допустимо его условиями и законодательством. Дополнительное соглашение составляется в свободной форме и содержит указание на стороны договора (заказчика и поставщика), реквизиты изменяемого контракта, указание на пункты договора, которые подлежат изменениям и их интерпретация в новой редакции.
  4. Заказчик размещает акт о корректировке подписанного ранее договора в ЕИС в установленные сроки.

В какой срок нужно опубликовать изменения в контракте в открытом доступе

Изменения в госконтракте в обязательном порядке следует размещать в ЕИС.

Согласно ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, сведения об изменении государственного контракта или о его расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня, который следует за датой его изменения.

Информация не передается в ЕИС только в случае, если госконтракт содержит государственную тайну.

Согласно ч. 3 ст.

103 44-ФЗ, заказчик в течение 3 рабочих дней после изменения контракта обязан передать сведения об этом в федеральное казначейство.

Таким образом, несущественные условия контракта, которые никак не повлияют на ход и результаты его исполнения, допускается изменять в упрощенном порядке. В случае если речь идет о существенных условиях, то по общим правилам они должны оставаться неизменными.

Перечень исключений из указанного порядка, когда допускается внесение правок, содержится в ст. 95 44-ФЗ. Внесенные изменения должны быть зафиксированы в письменной форме в виде дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами.

Если заказчик внесет изменения в существенные условия госконтракта вопреки установленным правилам, то ему грозит административная ответственность.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Изменение цены договора после его исполнения

Изменение цены договора после его исполнения

Бесплатная юридическая консультация: Вся Россия (статьи 394, 420, 663 ГК) Цена работы может бытьизменена после заключения договора вслучаях и на условиях, предусмотренныхдоговором, законодательством либо вустановленном законодательством порядке(п. 2 ст. 394, п. 5, 6 ст. 663 ГК).

Необходимостьизменения цены может быть вызванаизменением себестоимости работ, уровняинфляции, а также других обстоятельств,из которых стороны исходили при заключениидоговора.

Согласование данногоусловия предполагает определение вдоговоре случаев, условий, а такжепорядка изменения цены (п.

2 ст. 394 ГК, ч.2 п. 8 постановления Пленума N 16). Стороны могут предусмотретьизменение цены: – по соглашению сторон; – одностороннее изменениецены по инициативе подрядчика. Если условие об изменениицены в договоре не согласовано.

Стороны вправе изменитьцену по соглашению сторон, если иное непредусмотрено ГК, иными актамизаконодательства или договором (п.

2 ст.394, п. 1 ст. 420 ГК).

По требованию подрядчикаможет быть увеличена: – твердая цена – присущественном возрастании после заключениядоговора стоимости предоставляемыхподрядчиком материалов и оборудования,а также оказываемых подрядчику третьимилицами услуг, которые нельзя былопредусмотреть при заключении договора,в порядке, установленном ч. 2 п. 6 ст. 663ГК; – цена работы – принеисполнении заказчиком обязанностипо оказанию содействия подрядчику вслучаях, порядке и объеме, предусмотренныхдоговором подряда (п.

1 ст. 671 ГК). По требованию заказчикацена работы может быть уменьшена вслучае ненадлежащего качества работыв порядке, установленном п. 1 ст. 676 ГК. Приблизительная ценаработы может быть увеличена подрядчикомс согласия заказчика в порядке,установленном п. 5 ст. 663 ГК. Также изменение ценывозможно в судебном порядке по основаниям,указанным в п.

2 ст. 420, ст. 421 ГК. Примечание. Подробнее об изменении договора подрядасм. путеводитель по договорной работе “Подряд.

Рекомендации по заключению договора”, В договоре подрядавозможно предусмотреть условие обизменении цены работы (сметы) (кактвердой, так и приблизительной) посоглашению сторон (п. путеводитель по договорной работе “Подряд.

Рекомендации по заключению договора”, Дополнительное соглашение — это документ, при помощи составления которого добавляются изменения в требования, зафиксированные в договоре подряда.

В соответствии со ст.452 ГК РФ данный договор будет являться подлинным, если его форма будет совпадать с формой главного соглашения.

При подписании участники, в соответствии с положениями ст. 153 ГК РФ, выполняют шаги, ориентированные на утверждение, изменение либо расторжение обоюдных прав и обязательств.

Бывают случаи, когда после подписания соглашения появляется потребность во внесении в него поправок.

Порядок изменения цены в договоре поставки

2241 страницы Обычно участники договорных отношений преследуют противоположные интересы.

Одна из сторон хочет получить максимальную прибыль, вторая – уменьшить свои затраты до минимума. Договорные условия могут быть изменены.

Однако сделать это можно до того, как соглашение будет исполнено надлежащим образом. При полном исполнении договора обязательства сторон прекращаются на основании пункта 1 статьи 408 ГК РФ.

Даже если участники изменят стоимость контракта, изменение будет признано недействительным.

Цена контракта может быть изменена в любое время, если на это согласны обе стороны. Сделать это можно в любое время после заключения соглашения и до его полноценной оплаты.

Соответствующее право дано пунктом 1 статьи 450 ГК РФ. Изменение цен регулируется ГК в том случае, если иное не оговорено прочими нормативными актами.

Если в контракте указано, что цену менять нельзя, меняться она не может. Если стоимость будет скорректирована вопреки условиям контракта, соглашение признается недействительным. Также менять цену нельзя при государственном и ведомственном регулировании, предполагающем установление фиксированных цен (абзац 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ).

Иногда один участник желает изменить стоимость, а второй – нет. В этом случае нужно действовать на основании условий договора.

В контракте могут быть указаны основания, на базе которых цена может корректироваться (пункт 2 статьи 310 ГК РФ, пункт 2 статьи 424 ГК РФ). Если прописанные основания присутствуют, стоимость может увеличиваться или снижаться. К примеру, в договоре могут быть указаны эти основания для корректировки:

  1. Инфляция.
  2. Индикативные показатели.

То есть это объективные основания для изменения цен.

В ГК РФ также содержатся положения, на основании которых условия контракта могут изменяться.

Однако корректировка должна происходить в формальном порядке, иначе она может быть оспорена.

Рассмотрим эти формальности:

  1. Направление второй стороне предложения об изменении контракта.
  2. Фиксация оснований для изменения соглашения.

Если участник ответил отказом или истекло 30 суток, однако ответа так и не было получено, направляется иск в суд на основании пункта 2 статьи 452 ГК РФ. В предложении может быть задан другой срок (больше 30 суток). Контракт считается измененным в том случае, если решение судебного органа вступило в силу (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).

Рассмотрим пример. Между обществом и двумя фирмами-нерезидентами был заключен контракт на поставку. Оформлен он был на основании действующих законов.

Были исполнены такие положения контракта:

  1. Паспорт сделки оформлен по первоначальной стоимости.
  2. Продукция вывезена за пределы страны.
  3. На базе этих контрактов оформлены таможенные договоры.
  4. Контракт с начальными ценами направлен в отдел валютного контроля.
  5. Контракты по начальным ценам направлены в таможенные органы.

Нерезиденты обратились к обществу с предложением изменить цены в сторону снижения.

Изменение цены по соглашению сторон

16.06.2014 Стороны вправе изменить цену работ в любой момент в течение срока действия договора по взаимному согласию (п. 1 ст. 424, п. 1 ст. 450 ГК РФ) независимо от того, была цена в договоре определена как твердая или как приблизительная.

Соглашение об изменении цены договора подряда заключается в той же форме, что и договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ). То есть при заключении договора в письменной форме изменение его условий осуществляется в такой же форме, например путем подписания дополнительного соглашения к договору (п.

2 ст. 434 ГК РФ). Соглашение об изменении цены может быть заключено в любой момент в течение срока действия договора.

Однако допускается согласование изменения цены и после выполнения работ.

Так, подписание сторонами соглашения о выполнении дополнительных работ после их фактического выполнения будет означать согласие заказчика на выполнение этих работ и увеличение цены. Если цена по договору определяется в соответствии со сметой, то для изменения цены необходимо внести соответствующие корректировки в смету.

Смета может быть включена в текст дополнительного соглашения или оформлена в виде приложения к нему. Изменение цены по видам работ в пределах сметной стоимости также должно быть согласовано сторонами.

——————————— Примеры формулировки условия дополнительного соглашения к договору: «Стороны настоящим соглашением договорились изложить пункт ___ (указывается номер пункта договора, содержащего условие о цене) договора N ____ от ________ в следующей редакции: «п. ___. Цена работы по настоящему договору устанавливается в размере _____________ рублей (указывается новая цена цифрами и прописью)». «Стороны договорились об изменении сметной стоимости работ, установленной в договоре подряда N _____ от _______.

Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?

Изменение цены договора после его исполнения

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Изменение условий на основании ГК РФ

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст.

451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий.

При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта.

Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы.

 Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч.

 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик  изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта.

Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта.

Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.

Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание  незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам.

При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта». 

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.

2017 № 09АП-4661/2017).

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. 

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.