+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какие объекты можно размещать на условиях сервитута

Правовое регулирование установления сервитута на земельном участке | ГК «Абажур»

Какие объекты можно размещать на условиях сервитута

Прежде, чем рассматривать юридическую процедуру, нужно разобраться в самой правовой природе такого понятия, как сервитут.

В сложившейся судебной практике существуют специальные термины для земельных участков, задействованных в сервитуте. Участок, к которому не может свободно пройти и проехать его собственник, называется господствующим, а тот, на который необходимо установить сервитут – обслуживающим.

Сервитут – это ограниченное вещное право владельца недвижимости пользоваться при необходимости чужими земельными участками

Сервитут можно установить лишь при соблюдении обязательного условия, что никаким другим способом нельзя обеспечить имеющиеся нужды владельца недвижимости. Потребности должны быть существующими, реальными, также учитывается назначение господствующего земельного участка и связанных с ним объектов недвижимости.

Сервитут должен быть как можно менее обременительным для второй стороны, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления нужно следить за соблюдением баланса интересов сторон сервитута, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды владельца недвижимости, не стало слишком ощутимым неудобством для собственника обслуживающего участка.

Сервитут может быть публичным и частным, временным или постоянным

Сервитут регулируется равно Гражданским и Земельным кодексами РФ. Применяется следующая классификация: сервитут может быть публичным и частным, временным или постоянным.

Сервитут как ограниченное вещное право, а равно и как обременение земельного участка подлежит государственной регистрации, сведения о сервитуте вносятся в ЕГРН.

За установлением сервитута вправе обратиться только лицо, обладающее вещным правом – правом собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на землю.

Это означает, что арендатор сервитут установить без участия собственника не сможет.

При этом арендатор не лишен права обратиться за содействием к арендодателю, который в соответствии с гражданским законодательством обязан обеспечить арендатору беспрепятственное использование предоставленного в аренду имущества.

Стоит отметить, что важен и статус недвижимости. Например, невозможно установить сервитут для проезда к самовольной постройке или для ее эксплуатации, так как самовольные постройки юридически не существуют.

С публичным сервитутом все более или менее понятно. Устанавливается законом или другими нормативными актами с учетом результатов публичных слушаний, чтобы обеспечить потребности государства, муниципалитета или местного населения.

Это может быть использование земельного участка для проведения исследований, ремонта инженерных, электрических, коммунальных и других линий, прогона скота, сенокошения, охоты и рыбоводства, свободного доступа к водным объектам в общем пользовании, других целей.

Частный сервитут в интересах отдельных граждан и организаций

Частный сервитут служит примерно тем же целям, но в интересах отдельных граждан и организаций. Обычно частный сервитут обеспечивает проход и проезд к земельному участку, а также жилым домам, производственным зданиям и другим объектам недвижимости.

С частными сервитутами проблема, как всегда, одна – так называемый «человеческий фактор». Закон позволяет установить сервитут как по соглашению сторон, так и с помощью суда. Как правило, договориться об установлении сервитута нелегко.

Рассмотрим конкретный пример из практики, где пройдены все стадии установления частного сервитута.

Ситуация сложилась следующая… В составе крупного комплекса была только одна асфальтированная дорога, соединяющая все участки. Собственник одного из земельных участков активно занимался предпринимательством и нуждался в том, чтобы принадлежащая ему техника беспрепятственно проезжала к производственным зданиям и парковалась подле них с заходом на соседние участки.

Перед обращением в суд необходимо попробовать согласовать условия сервитута с другой стороной.

Законодательство не содержит конкретного указания на соблюдение обязательного претензионного порядка по спору о сервитуте, так что письмо с предложением условий сервитута или переписка, явно свидетельствующая о наличии несогласия с полученной офертой, станут необходимым доказательством того, что спор возник и сам собой не разрешится.

Следовательно, достаточно направить собственнику интересующего участка предложение об установлении сервитута. Положительный эффект будет достигнут с большей вероятностью, если приложить проект соглашения об установлении сервитута и предложить оплату.

В конкретном случае у всех остальных участков был один владелец, который возражал против проезда техники, а тем более – ее парковки, так что от предложения отказался.

Первый собственник обратился в суд.

Популярное заблуждение относительно сервитута гласит, что необходимым обстоятельством для его установления выступает чинение препятствий со стороны владельца обслуживающего участка

Это не так. Доказывать, что вторая сторона совершает действия, которые ограничивают или затрудняют доступ, не требуется. Так, для возникновения необходимости в установлении сервитута не нужно наличие незаконных шлагбаумов, физической охраны или стоящих на пути мусорных контейнеров.

Позиция сформулирована и обоснована высшей судебной инстанцией. В предмет доказывания этой категории споров сходит лишь два факта:

  • первый – недостижение соглашения об условиях сервитута,
  • второй — объективная невозможность удовлетворения потребностей другими путями, кроме как через наделение собственника господствующего участка правом ограниченного пользования соседним.

Какие вопросы возникают при установлении сервитута?

  • Нет ли какой-то иной возможности добраться до недвижимости и ее использовать, нельзя ли обойтись совсем без сервитута.
  • Существуют ли другие, более удобные варианты проезда по другим соседним участкам.
  • Может ли соседний собственник без проблем использовать свой участок, если тот будет обременен сервитутом. Так, если на господствующий участок поедет большегрузная строительная техника, а обслуживать эти нужды будет участок, где расположено учреждение детского отдыха, установление сервитута может не только означать препятствия для пользования такого участка для размещения объектов благоустройства, но и создать опасность для пребывающих в учреждении детей, что недопустимо.

Соответственно, сервитут является крайней мерой для исключительных случаев

В рассматриваемом случае владелец большей части участков огородил весь имущественный комплекс, поставил контрольно-пропускной пункт и шлагбаум, из-за чего каждый проезд техники предпринимателя сопровождался конфликтами.

Кроме того, требуется определить соразмерную оплату за пользование чужим участком, на которую может рассчитывать собственник обслуживающего участка.

Стоимость сервитута примерно соответствует материальной выгоде, которую соседний собственник теоретически может выручить, если участок не будет обременен, скажем, возможной выгоде от передачи такой же части участка в аренду

На размер платы за сервитут влияют также характер и степень интенсивности использования земельного участка собственников, в интересах которого установлено обременение сервитутом. Например, тяжелая строительная техника быстро приводит в негодность дорожное полотно, а от проезда одного личного автомобиля больших неудобств не возникнет.

Для решения поставленных вопросов суд, как правило, привлекает судебного эксперта

К примеру, в рассматриваемом деле судебная экспертиза выявила два независимых варианта проезда: с использованием дороги через территорию комплекса и второй, через соседний большой участок.

Однако, при ближайшем рассмотрении эта земля оказалась защищенной территорией, занятой базой силовиков, и со всех сторон была огорожена железобетонным забором. Естественно, при таких условиях использование второго участка в целях проезда техники невозможно. Любопытно, что рыночная стоимость этого варианта была почти в три раза ниже.

Вопрос о парковке транспортных средств отпал в процессе, такое использование чужих земель на праве сервитута нарушает права владельца обслуживающего участка.

Итак, в результате мы имеем судебное решение, где указываются вид, срок сервитута, кадастровые номера обремененных участков, координаты границ сервитута, размер оплаты, соответствующий рыночной цене сервитута по мнению оценщика, а также другие условия, на которых устанавливается сервитут.

Если надобность в сервитуте отпала или сервитут фактически блокирует для собственника обремененного участка использование земли в соответствии с видом разрешенного использования, любая из сторон сервитута может обратиться в суд за его прекращением.

Сервитут — эффективный инструмент для разрешения противоречий между собственниками соседних участков

Таким образом, сервитут является эффективным инструментом для разрешения противоречий между собственниками соседних участков и позволяет владельцу господствующего участка закрепить за собой правовыми методами возможность использовать чужой земельный участок пропорционально имеющимся нуждам, уплачивая владельцу обслуживающего участка сообразную оплату.

А вот и наши свежие земельные участки, поступившие к нам совсем недавно!

Источник: ГК RWAY

Какие объекты можно размещать на условиях сервитута

Какие объекты можно размещать на условиях сервитута

/ / / 27.06.

2018, Сашка Букашка Сервитут — это официальное разрешение на ограниченное пользование определенным участком земли, которое выдается третьему лицу (заявителю) для обеспечения собственных нужд.

Право собственности на землю дает возможность полностью ограничить доступ третьих лиц на свою территорию. Однако такое ограничение можно обойти. Для этого потребуется оформить специальный юридический документ.

О том, что такое сервитут земельного участка простым языком, расскажем в нашей статье.

простыми словами? Это ограниченное право воспользоваться чужой территорией для собственных нужд.

Такое разрешение потребуется получить для проезда или прохода по чужой территории, например, для строительства недвижимости или для проведения ремонтных работ. Важно отметить, что получить такое разрешение можно двумя способами:

  1. заключив соглашение с собственником;
  2. добившись разрешения через суд.

Однако в обоих случаях документ придется зарегистрировать в Едином госреестре недвижимости.

В противном случае он считается ничтожным (то есть недействительным).

Ключевое условие получения сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) — это невозможность удовлетворить нужды заявителя другим путем.

То есть земельный участок обязательно нужен для проезда или провоза чего бы то ни было и обойти его другим путем невозможно.

Например, если существует возможность обеспечить потребности заявителя иным способом, то получить официальные документы не получится.

ВАЖНО! Собственник земли, которая подлежит обременению, имеет полное право требовать платы за предоставление возможности пользоваться его землей.

Для определения периодичности и размера выплат потребуется составить исковое заявление в суд общей юрисдикции. Вам также может быть полезно: ?

Законодатели определили несколько действующих видов документального разрешения на ограниченное использование частных и государственных земель. Так, например, официальные разрешения принято классифицировать на частные и публичные, а также на срочные и постоянные.

Теперь рассмотрим каждый из видов подробнее. Частный сервитут на земельный участок оформляется между физическими лицами. То есть один гражданин получает возможность использовать земучасток другого лица.

Условия предоставления определяются путем переговоров, а достигнутые соглашения регистрируются в госорганах. Если же собственник земли не желает идти на компромисс, то получить разрешение можно через соответствующую судебную инстанцию. Однако перед обращением в суд необходимо реально оценить ситуацию и просчитать все возможные пути решения возникшей проблемы.

В ином случае суд откажет в выдаче разрешительного документа.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в ином порядке. Это право закрепляется специальным законом либо иным нормативно-правовым актом соответствующего органа власти (федерального, регионального или муниципального уровней).

Земельный сервитут

03.06.2017ЮристОхранные зоны статьи: 1. Частный земельный сервитут 2.

Публичный земельный сервитут 3.

Публичный сервитут и охранные зоны 4. Регистрация сервитута 5. Часто задаваемые вопросы 6.

Наши услуги В настоящей статье мы рассмотрим, как и для чего устанавливается сервитут земельного участка, его различные виды, какие могут возникнуть проблемы после установления такого вида ограничения Сервитут – это ограниченное право одного или нескольких субъектов использовать земельный участок другого лица в заранее определенных и четко указанных целях.

Например, если Вы можете попасть, на свой земельный участок, только проехав через землю соседа, Вы вправе требовать от соседа установления в вашу пользу земельного сервитута. Можно также привести пример, когда земельный участок длинной полосой растянут вдоль озера или реки, и попасть на пляж возможно только через Ваш надел.

Тогда органы местного самоуправления могут наложить обременение на ваш участок, чтобы обеспечить согласно законодательству свободный доступ всех граждан к федеральному водному объекту. Суть сервитута состоит в том, чтобы любое лицо могло равноправно с другими участниками гражданского оборота использовать свое имущество (земельный участок) при ограниченном к нему доступе.

Если причины, по которым требуется установить сервитут, суд сочтет уважительными, иск удовлетворят. Публичный земельный сервитут Данный вид сервитута устанавливается на основании какого-либо нормативного правового акта органа самоуправления или органа власти (то есть уже не по соглашению сторон).

Основные цели, под которые накладывают публичный сервитут, это: — возможность безотложного ремонта линейных сооружений, таких как ЛЭП, автодороги общего пользования, газопроводы, водоводы и т.д.

— потребности сельскохозяйственного производства; — доступ к бечевнику (береговой полосе общего пользования водного объекта); — проведение инженерных изысканий, размещение различных геодезических знаков.

Так, например, в силу п. 16 Постановления Правительства РФ от 24.02. 2009 г. N 160

«О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»

работники электросетевых компаний вправе беспрепятственно подходить и подъезжать к поврежденным опорам и трансформаторным подстанциям. Данная норма может быть истолкована как установление указанным Постановлением правительства публичного сервитута.

Однако здесь

Госдума приняла закон о публичном сервитуте для размещения линейных объектов

МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который предусматривает размещение линейных объектов на земельных участках на условиях публичного сервитута.

Документ был инициирован правительством РФ по поручению президента РФ.

Закон направлен на снижение стоимости и сроков оформления линейных объектов. Сейчас сроки оформления земельных участков для строительства линейных объектов составляют до трех лет, и значительная их часть строится с нарушением действующего порядка, отмечала глава Росреестра Виктория Абрамченко.

Закон закрепляет принцип сервитута (права третьих лиц на ограниченное пользование чужим земельным участком) для специфических объектов: линий коммунальной инфраструктуры, сопутствующих временных объектов строительства, «совмещенных» объектов типа пересечений автомобильной и железной дороги, объектов геологоразведки для дальнейшего недропользования и так далее. Документ вводит в Земельный кодекс новую главу «Публичные сервитуты», которая будет регулировать установление, порядок использования и прекращения публичных сервитутов для размещения линейных объектов. Изменения вносятся в Градостроительный, Лесной кодексы РФ, а также в закон «О государственной регистрации недвижимости».

Особенности института Для решения существующих на практике проблем закон предусматривает размещение линейных объектов на условиях публичного сервитута, то есть административного решения органа государственной власти или местного самоуправления, отмечается в пояснительной записке к документу.

Особенностями предусмотренного законом института публичного сервитута являются невозможность прекращения сервитута исключительно по желанию собственника обремененного земельного участка, возможность ограниченного оборота таких сервитутов в связи с оборотом размещенных на нем линейных объектов; оформление сервитута в упрощенном порядке (путем внесения сведений о нем в реестр границ) вне зависимости от точных границ земельных участков и наличия зарегистрированных прав на них. Плата за публичный сервитут Законом вводится обязательная плата за публичный сервитут, она рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от срока установления сервитута.

Плата вносится до начала установления сервитута, она может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей.

Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении сервитута. В законе оговариваются случаи, когда публичный сервитут может быть безвозмездным.

Собственник земельного участка имеет возможность судебного оспаривания как введения самого сервитута, так и условий его введения и компенсации.

Сервитут не может быть установлен в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства и огородничества, за исключением случаев необходимости установления сервитута для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на таких земельных участках.

Особенности использования публичного сервитута для размещения линейных объектов (объектов электросетевого хозяйства)

Тип статьи: Авторская Источник: Рекомендую к прочтению и использованию в работе. Дмитрий Малиновский Ниже описал конструкцию публичного сервитута, предложенную в

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

(далее — Закон), для целей размещения объектов электросетевого хозяйства.

Закон первоначально разрабатывался Минэкономразвития России во исполнение 2-ого этапа пункта 41 раздела II плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р, поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.

Субъекты, объекты, суть и сроки земельного сервитута

Какие объекты можно размещать на условиях сервитута

Одним из видов обременений, которые могут быть наложены в отношении участка земли, является сервитут. Такое ограничение вводится в договорном или принудительном порядке и предполагает наличие определенных субъектов и объектов, а также временных рамок.

Что такое сервитут на земельный участок?

Сервитут по сути это разновидность вещного права, которое действует по отношению к лицам, не являющихся собственниками земли (Глава 13 ГК РФ).

Он предполагает юридически оформленное разрешение на пользование землей лицом или группой лиц, не имеющими прав собственности.

Благодаря установке сервитута лица получают права на ограниченное использование землей в соответствии с условиями и ограничениями, предусмотренными соглашением с собственником.

Ограничения для владельца участка могут вводиться добровольно, а также в принудительном порядке.

Собственник может сам пойти на установку обременения, если, например, посчитает его условия несущественными для себя или же получит за это денежное вознаграждение.

Но плата за установку сервитута по закону не является обязательной и договорные отношения между сторонами могут носить безвозмездный характер.

Если же сервитут распространил свое действие на большую часть земли, что сделало невозможным дальнейшее ее использование собственником по своему целевому назначению, то он вправе потребовать выкупа участка по рыночной стоимости.

Согласие собственника не является первоочередным условием для введения сервитута. Такое обременение может иметь и принудительный характер и устанавливаться по решению суда/постановлению местных властей.

Право требовать установки сервитута есть у собственников соседних и других земельных участков. Оно прописано в ст. 274 РФ. Необходимость введения обременений должно быть обусловлено невозможностью решить поставленные задачи без установки сервитута (т.е. имеют место обстоятельства непреодолимой силы). Приведем примеры таких ситуаций, которые часто встречаются на практике:

  • Соседу необходимо подключиться к газу, при этом газовая труба должна быть проложена через чужой участок.
  • На территории СНТ есть водоем. Но особенности местного рельефа таковы, что чтобы добраться к нему необходимо пройти через участок, принадлежащий конкретному собственнику.
  • Земельный сервитут обычно устанавливается для обеспечения прохода людей, проезда автотранспорта, прокладки инженерных сетей и пр.

Объекты сервитута

Установление сервитута потенциально возможно на любой участок земли. Обычно сервитуты вводятся по отношению к:

  • участкам, выходящим к водоемам и лесополосе;
  • рядом с которыми располагаются объекты госзначения;
  • через который проходят различные коммуникации (телефонная связь, электропроводка, водопровод и пр.).

Субъекты сервитута (стороны сервитута)

Субъектами сервитутных отношений могут быть как физические, так и юридические лица, которые претендуют на пользование участком в собственных целях. Другими словами это инициатор установления сервитута на земельный участок.

В качестве другой стороны выступает собственник участка. Стоит отметить, что арендаторы не могут становится субъектами сервитута. Как и невозможно требовать установки обременений от лица, которое пользуется землей на правах аренды.

Субъект — физическое или юридическое лицо, претендующее на право использования чужого земельного участка в собственных целях. Выступает инициатором создания земельного сервитута. Право требовать установление сервитута имеют только владельцы земли или капитальной постройки. Лица, арендующие землю, не могут быть субъектами сервитута.

С точки зрения оснований и субъектов сервитутов можно выделить публичные и частные их разновидности.

Публичный сервитут устанавливается в интересах неопределенного числа лиц и вводится по решению местных властей. Предполагается, что интересы населения имеют приоритет перед индивидуальными.

Обременения могут вводиться для установки геодезических знаков, сенокошения, осушения земель, прогона скота и пр.

Частный сервитут может устанавливаться по соглашению сторон/ на основании решения суда и он стандартно распространяет свое действие на участок соседа. Поводом для запроса на введение обременений может стать:

  • обеспечение прохода к публичным местам, береговой линии, объектам коммуникации;
  • проведение работ на объектах госсобственности;
  • обеспечение водоотведения/осушения земель;
  • проведение газо-водо-электропроводки, линий коммуникации;
  • пользование водными объектами и лесными массивами;
  • использование земель для ведения с/х: скотоводства, овощеводства и пр.;
  • рыболовство и охота;
  • проведение исследовательских работ и пр.

Публичные сервитуты разделяют на лесные, городские и водные. Городские предполагают пользование частными землями в интересах городских жителей. Лесные сервитуты вводятся для пользования лесными ресурсами для с/х нужд, водные — водных ресурсов.

С какого момента вступает в действие сервитут?

Начинается процесс установки сервитута с подписания соглашения между сторонами. Такой договор заключается в письменной форме и содержит указания на характер обременений, сведения и характеристики земельного участка, условия прекращения и сроки действия, объекты обременений, адреса и реквизиты сторон, величина и периодичность оплаты, права и обязанности сторон.

При недостижении согласия субъект вправе обратиться в суд для получения судебного решения о необходимости установки обременений. Судом будет учитываться наличие обстоятельств непреодолимой силы и рассматриваться возможность решения задач истца без ограничения в правах собственника. При необходимости будет привлекаться независимый эксперт для такой оценки.

При установке публичного сервитута достаточно решения местной администрации, которое принимается по итогам общественных слушаний.

Так, в случае продажи земли собственником потенциальный покупатель сможет увидеть о наличии сервитута на определенную часть участка.

При его согласии приобрести землю с обременением, он получит ее вместе с обременением. При смене собственника сервитут с участка не снимается, так как он не привязан к конкретной личности.

Для официальной регистрации сервитута в Росреестр потребуется предоставить:

  • заявление на установку сервитута;
  • паспорт/правоустанавливающие документы для юрлиц;
  • документ, подтверждающий право на установку обременений: решение суда, постановление администрации, договор/соглашение с собственником;
  • кадастровый паспорт с выделенными границами сервитута — только если ограничение касается не всего участка целиком.

Документы подаются лично через региональное отделение Росреестра, МФЦ или в электронном виде на сайте Госуслуги. Обработка полученных сведений занимает не более 10 дней, после чего обременение приобретает законную силу.

Обычно установкой сервитута занимается ее инициатор, он и берет на себя все расходы. Установка обременения является платной. Госпошлина для физических лиц составляет 1500 руб., для юрлиц — 6000 руб.

К затратам субъекта добавляются также расходы на кадастрового инженера, который выделит границы сервитута. С учетом этого нужно получить новый кадастровый паспорт участка.

Инициатор должен уведомить собственника о регистрации обременения.

Срок действия сервитута

Земельный кодекс различает две разновидности сервитута в зависимости от сроков его действия:

  • Срочный — он оформляется на строго оговоренные сроки. Например, на тот временной промежуток, который необходим для строительства объекта, транспортировки имущества, прокладки водопровода, газопровода или дороги. После чего действие обременений снимается.
  • Постоянный — при его оформлении временные рамки не вводятся и он действует до тех пор, пока не будут нарушены правила использования земель. Это, например, разрешение на проход/проезд через участок.

Факт прекращения действия сервитута подлежит обязательной госрегистрации. Основанием для этого может являться:

  • прекращение срока действия договора, заключенного сторонами;
  • истечение срока действия акта госвласти, органов местного самоуправления;
  • вступление в силу судебного решения об аннулировании сервитута.

В целом различаю две причины прекращения сервитута: это устранение потребности в нем или невозможность распоряжаться участком собственником. В отношении частного сервитута стороны просто заключают соглашение о прекращении обременений, а публичного – необходимо постановление властей.

Таким образом, при установке такого обременения как сервитут можно выделить такие стороны как собственник и субъект (инициатор обременения). В качестве объекта наложения сервитута выступает участок земли.

Обременение начинает действовать не в момент подписания договора, а после официальной регистрации сервитута в Росреестре.

Сроки действия сервитута могут быть установлены договором или же он может действовать неопределенный срок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения | Земельный эксперт

Какие объекты можно размещать на условиях сервитута

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

Основания бывают следующие:

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного.

Соглашение об установлении сервитута

Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре соглашение о сервитуте (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.

Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу. Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией.

В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:

  • информация о сторонах договора;
  • данные о площади – кадастровые показатели, удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
  • процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
  • срок пользования наделом;
  • размер платы за эксплуатацию территории;
  • права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.

Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.

Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

В статье 39.26 ЗК РФ описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок. Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:

  1. Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается межевая схема надела.
  2. В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
  3. Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
  4. На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.

Список документов

Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие документы:

  • техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • личные данные участников соглашения;
  • при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
  • иные документы, необходимые для заключения соглашения.

Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.

Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию. Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут.

После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию. Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил.

Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ.

После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.

В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.

Заключение

В завершение изложенного можно формулировать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен при наличии законных оснований, оговоренных в российском законодательстве.
  2. Все правовые отношения, связанные с наложением такого ограничения регулируются земельным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.
  3. Порядок установления сервитута на землю предусматривает заключение официального соглашения между участниками договора.
  4. Соглашение должно содержать все необходимые сведения, включая данные об участке, информацию об участниках и их правах на территорию.
  5. Регламент установки сервитута предусматривает определенный порядок, в рамках которого заинтересованное лицо подает заявление на установку обременения с указанием оснований такого действия и целью эксплуатации надела.
  6. Уполномоченное ведомство обязано в течение 30 дней с момента поступления заявки вынести решение о заключении соглашения либо постановление об отказе в установлении сервитута с обозначением оснований.
  7. Обязательным условием для заключения данного договора является его регистрация в Росреестре. Исключением являются случаи, при которых срок действия сервитута менее трех лет.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему.

Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.

Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения. По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца.

Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут. Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу.

Список законов

  • Статья 39.23 ЗК РФ
  • Статья 39.26 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Сервитут на земельный участок в 2020 году: порядок оформления, документы

Какие объекты можно размещать на условиях сервитута

07.12.2018

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.

Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.

договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута.

Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.

Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Подробнее о том, как взять в аренду государственную или муниципальную землю.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.

Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

образец добровольного соглашения о сервитуте

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.