+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Конфликты интересов на государственной и муниципальной службе

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

Конфликты интересов на государственной и муниципальной службе

> Психология > Гражданский и муниципальный конфликт интересов: определение понятия

Конфликт интересов — это действие, в котором эгоистические пристрастия одного человека могут чрезмерно влиять на финальный замысел и приносить огромные проблемы обществу или корпорации, дающей работу этому лицу. Эти вопросы справедливого разрешения актуальны как для коммерческого бизнеса, так и для всякой деятельности внутри государственного аппарата и семьи.

  • Понятие терминологии
  • Возникновение конфликта интересов
  • Виды государственной проблематики
  • Меры по предотвращению конфликта интересов
  • Знания, позволяющие добиться успеха в урегулировании
  • Примеры конфликта интересов

Национальное законодательство и правовая документация произвольной организации настаивает на скорейшем урегулировании любого конфликта интересов, так как он часто сопровождается негативной процессией, влекущей переход за рамки должного менталитета. В статье будет рассмотрено, что такое конфликт интересов в муниципальных и гражданских сферах, а также какие меры по предотвращению имеют место.

Понятие терминологии

Под всяким конфликтом рассматривают борьбу противоположных утверждений, идей и точек зрения. Столкновения берут начало из всякого взаимодействия внутри социальной структуры.

Задача любого конфликта интересов состоит в том, чтобы каждая сторона упорно отстаивала свои эгоистические мотивы.

При всяком противоречии на государственной или муниципальной службе неизбежно возникает затруднение в формировании непредвзятого ответа и права выбора между морально-этическими фрагментами действия.

Личная заинтересованность — это будущая возможность приобретения гражданином, который должен исполнять свои обязанности, каких-либо дивидендов в денежной или любой другой форме (материальные выгоды для себя, семьи или организации). Эгоистичные мотивы способны вызываться функциональностью индивидуального лица, которое обладает правом выдвигать свою точку зрения, рассматривая технические, финансовые и материальные вопросы.

Понятие конфликта интересов подразделяют на две категории: деструктивную и конструктивную. Любой из этих процессов расчленяют на следующие аргументации:

  • Понятие «биполярность» означает, что спорная ситуация имеет смысл только, если существуют две противоборствующие стороны, а также при нахождении средства, дающие конфликту интересов возможность воплощения в действительности.
  • Термин «активность» здесь говорит о наличии определённого начального импульса. Каждая сторона должна возбуждать некое динамическое стремление для достижения собственной цели.
  • Понятие «субъективность» означает присутствие в конфликте интересов лица, которое будет нарочито подталкивать к возникновению противоборства и оказывать определённое давление на событийность.

В сфере гражданского и муниципального сосуществования известно большое количество всякого рода коллизий. К отдельным видам относят конфликты интересов, образовавшиеся на почве государственной службы, потому что они обладают специфическими аргументами политики, юриспруденции и психологии.

В теории права термин «коллизия» подразумевает эпизод, где определяемый индивид способен обладать двумя несовместимыми желаниями. В рассматриваемой категории одна сторона муниципальной или государственной службы, могущая пострадать от удовлетворения противоположного мнения, будет защищаться самим лицом. Под протекцией оказываются стремления частного или социального характера.

В предпринимательстве коллизии делятся на три условные составляющие: потребительская двойственность, крупные убытки и поступки неправомерного вектора. К тому же необходим постоянный объективный синтез всех трёх фрагментов противостояния интересов. На сегодняшний момент такое направление в коллизии получает большое поле действия.

Возникновение конфликта интересов

Противостояния возникаю во многих областях профессиональной и законодательной формы.

Коллизии порождаются повсюду: между лицами одного сословия, в кругу семьи, в корпорации или среди единомышленников.

Любая конфронтация разжигается в среде противостояния двух оппонентов независимо от личных предпочтений. Часто конфликт интересов возникает на фоне несостоятельности одной стороны достигнуть намеченной цели.

Важно!

Противоборство при любых обстоятельствах необходимо как можно скорее пресекать, так как разногласие приводит к потере гармоничного баланса в структуре целого. Однако конфликт оказывает иногда и положительное воздействие, являясь фактором сплочения индивидуумов и продвигая отношения на новый уровень.

К основаниям конфликта интересов стоит относить следующие положения:

  • Личное или организационное столкновение мнений и взглядов.
  • Раскрытие сотрудником важной информации конкурирующему предприятию.
  • Действия, внутри которых предполагается ложная или реальная коллизия индивида и работы, возложенной на него.
  • Применение сотрудником возможностей, которые справедливо предоставляет гражданская структура, в ущерб самому этому предприятию ради достижения собственных целей.
  • Ситуация, когда организация не в состоянии объективно исполнять долг по отношению к частному лицу.
  • Нарушение беспристрастного позиционирования со стороны государственного аппарата или компании.
  • Получение от соперников даров и займов, предполагающих благодарность, противоречащую устоям работодателя.
  • Возникновение преимущества одной из конкурирующих сторон.
  • Тайная связь сотрудника с противоборствующей структурой ради получения собственной выгоды.

На сегодняшний день многие коммерческие организации целенаправленно создают образец поведения для каждого сотрудника. Внутрь концепции включается описание конфликта интересов на гражданской службе и способы их скорейшего исхода.

Виды государственной проблематики

Разрешение всякого спора между государствами, предприятиями и частными лицами должно преобладать перед продолжением противостояния. Мировой опыт разделил проблемы коллизии на три формы, к которым относят:

Непотизм — предоставление особой привилегии тем лицам, с которыми наниматель состоит в родственных связях. Здесь оказываемые услуги не вытекают из уровня профессионализма, что приносит определённый вред. Примеры непотизма встречают в католической церкви и в бюрократических кругах.

Кронизм — вид фаворитизма, обусловленный предоставлением управленческих преимуществ друзьям, интимным партнёрам и коллегам, не разбирающимся в деятельности организации.

Проблема возникает при общественном и деловом контакте между назначающим лицом и бенефициаром (принимающим должность). От последнего требуется прямая лояльность и абсолютная поддержка покровителю.

Кронизм имеет широкое распространение в политических кругах и требует обстоятельной проверки.

Лоббизм — деятельность частного лица, которая подразумевает некоторое воздействие на государство и локальные органы управления ради личных интересов. Важно, что такой человек не числится в той структуре, куда намеревается привнести своё давление. Лоббизм бывает на законных основаниях — петиции, финансирование — и несанкционированным (прямая взятка).

Меры по предотвращению конфликта интересов

Каждый сильный руководитель обязан обладать навыком разрешения любого спора между элементами профессиональной структуры. Специалисты, работающие над проблемами конфронтаций, определяют следующие методы разрешения спорных ситуаций.

  • Немедленное прекращение коллизии — самый верный и быстрый выход из сложившихся затруднений. Однако только небольшой процент конфликтов прекращается в таком ключе, так как эгоистичная составляющая сторон нередко превышает показатели справедливой рассудительности.
  • Если оппоненты не идут на перемирие, необходимо вести открытое и честное противоборство. В результате победитель забирает все права на объект диспута, а проигравший отказывается от своего интереса полностью. Честная борьба в споре высоко ценится в мировой практике.
  • В конфликте локального масштаба эффективен добровольный отказ от предмета полемики, но в границах большого бизнеса такой ход провоцирует колоссальные убытки. Этот шаг может стимулироваться этическими воззрениями, законодательством или профессиональным этикетом.
  • Компромисс — наиболее разумный и благоприятный способ выхода из конфликтной ситуации на службе или в семье. Большие усилия и меры, потраченные на поиски взаимных уступок, принесут значительную пользу, нежели бессмысленное ругательство без продвижения. Компромиссный способ подходит для сторон, которые имеют время, ресурсы и неподдельное желание отыскать оптимальное решение, полностью удовлетворяющее требования спорящих. Окончательным итогом станет погашение всех противоречий.
  • Предотвращения конфликта интересов легче добиться в самом начале конфронтации, чем после полноценного запуска механизм обоюдного причинения неудобств. Плодотворные меры по предотвращению и договоры, не перетёкшие в коллизию, дают позитивные результаты для сторон.
  • Существует метод раскрытия информации, который предполагает финансовый контроль. Каждый государственный сотрудник должен отчитываться по поводу своих доходов и частной собственности.
  • Существует ещё одна мера по предотвращению муниципальных и гражданских разногласий. Специальная система мониторинга создаётся для нивелирования коррупционного стремления. Структура проводит проверки, следит за выполнением требований, поведением частного лица, а также разрешает любой конфликт интересов.

Важно!

Быстрое и своевременное урегулирование противоречия оказывает положительное воздействие на психическое состояние индивидуумов, так как всякая коллизия несёт дисгармонию в социальный строй.

Знания, позволяющие добиться успеха в урегулировании

Компетентное отношение между сторонами, грамотный подход в решении основываются на следующих параметрах:

  • Каждый должен понять причину столкновения на службе или в семье.
  • Для сторон обязательно желание выработать конструктивное мышление, позволяющее находить верные пути.
  • Проблематика зарождающегося спора должна пониматься хотя бы одной стороной. Именно она объяснит оппоненту всю несостоятельность коллизии и проанализирует меры по урегулированию.
  • Каждый обязан научиться извлекать пользу из начала и следствий гражданской или муниципальной конфронтации, а после пустить эти ресурсы на оптимальное решение.
  • Сложные ситуации не должна вводить в заблуждение, вызывать чрезмерную эмоциональность.

Примеры конфликта интересов

  1. Чиновник, занимающий высокую должность в структуре гражданских дел города, был задержан в собственном кабинете при получении большой взятки от руководителя некой коммерческой организации. Следствие выявило, что деньги должно было направить на размещение пяти торговых точек, без согласования с областным советом. Этот пример достаточно силен, чтобы показать, как лицо, борющееся со взятками, само их принимает. Предотвращение таких ситуаций в приоритете у государства.
  2. Муниципальная администрация проводит специальный конкурс на приобретение определённой продукции. На победу претендуют не только местные органы, но и соседние. Администрации выгоднее отдать приз первым, так как налоги будут поступать именно к организаторам. Соответственно, оппонентов такой поворот не устраивает. Ситуация разворачивается в конфликт интересов.
  3. Работник гражданской службы ведёт подбор персонала в организацию. В его планах отдать место своему родственнику, который совершенно не разбирается в структуре организации. Здесь явно прослеживается непотизм, который после необходимой проверки обязательно перерастёт в коллизию.

Конфликт интересов на государственной службе

Конфликты интересов на государственной и муниципальной службе

06.10.2019

Окружающие люди часто замечают конфликты интересов на государственной службе у коллег. Однако проблемы формируются, когда такие ситуации имеют скрытый характер. Своевременное выявление предотвращает снижение репутации не только в отношении одного человека, но и системы в целом.

Расшифровка понятия

Конфликт интересов на государственной службе — понятие, включающее получение личной выгоды за счет влияния на процессы по принятию решений. Ставя во главу угла собственный или интерес лиц с родственными связями, служащий организации наносит ущерб обществу и/или компании.

Данная проблема актуальна в отношении не только частного предпринимательства, но и в кругу муниципальных предприятий.

Законы Российской Федерации и нормативно-правовые акты концернов устанавливают требование в разрешении таких случаев.

При этом проблема остро стоит в предотвращении конфликта интересов на государственной службе у чиновников. Мероприятия по борьбе и процедура урегулирования закреплены в ФЗ № 273.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Сфера распространения

Случаи с конфликтами интересов распространены в большинстве сферах жизни человека. Подобные ситуации случаются в личной жизни, образовании, быту, а также на работе.

Наглядные примеры представлены между однокурсниками ВУЗа или одноклассниками школы, среди служащих различных организаций. Не обходит стороной явление различные сообщества.

Примечательно, что возникновение таких ситуаций необязательно указывает на негатив.

Признаки и виды

Термин «конфликт» происходит от латинского и имеет корень — «столкновение». Иными словами — возникновение ситуации, при которой двое или несколько лиц из одной группы проявляют претензии на объект. Это влечет к пересечению не только интересов, но и ответственности.

Столкновение потребностей на владение одним объектов подразделяют на два вида:

  1. Личный. Работник в ходе исполнения обязанностей попадает в ситуацию, где личное желание сталкивается с общественной или организационной задачей. К примеру, у служащего стоит план по сдаче проекта. Однако, невзирая на риск пропустить сроки сдачи, человек стремится пораньше уйти домой.
  2. Организационный. В данном контексте компания ставит во главу угла получение выгоды, не смотря ни на что. При этом происходит разрыв договоров с государственными, муниципальными предприятиями. Однако в такой ситуации организация уже не способна оказывать беспристрастно услуги. Ответственным лицом признается руководитель компании, либо другие сотрудники, принимающие решения.

Структура конфликта интересов

Стандартные случаи столкновения профита и методы урегулирования

Минздравсоцразвития Российской Федерации провело несколько исследований, а также анализ по выявлению конфликтов интересов на государственной службе. Проанализировав полученные сведения о деятельности комиссии за 11 год, были опубликованы результаты о распространенных случаях.

Читать так же:  Обработка персональных данных

Так, наиболее часто возникают столкновения потребностей на фоне:

  • мероприятий и решений, принимаемых в отношении близких лиц с родственными узами, партнеров и товарищей;
  • деятель, трудящийся в муниципалитете, выполнял другие работы и платные услуги, в т. ч. получение привилегий, даров;
  • нахождение в собственности ценных бумаг, банковских вкладов и т. п.;
  • трудоустройство после расторжения трудового контракта с муниципальным учреждением;
  • выполнение отдельных обязанностей, в т. ч. контроль в области закупок продукции;
  • нарушение введенных законодателем ограничений;
  • другое.

Подчиненность или подконтрольность лиц, с родственными узами

Конфликт интересов на государственной службе на примере получения выгоды у сотрудника муниципального предприятия. Так, работник предприятия может трудиться в отделе кадров и принять решение в оформлении на работу своего родственника. Безусловно, здесь речь может идти и в отношении иных лиц, от которых служащий теоретически способен получать прибыль.

В качестве меры предупреждения столкновения потребностей гражданин обязан направить уведомление в письменном формате. В заявлении нужно обрисовать проблему и изъявить просьбу об отстранении в данном случае от выполнения обязанностей по службе. Вышестоящий руководитель обязан удовлетворить просьбу работника.

Обращение должностного лица или его родни в госорган, в котором человек трудится

Например, родственник сотрудника предприятия направил жалобу на действия или бездействие чиновника, который является братом. Однако претензия не была рассмотрена по существу. Если в ходе проверки устанавливается, что работник знал о заявителе и их связях, но не выполнил обязанностей, лицо привлекут к ответственности.

Столкновение на фоне выполнения надзорных функций

В качестве предупреждения конфликтов интересов на государственной службе по закону работнику рекомендуется:

  • в ходе выполнения обязанностей по надзору воздерживаться от советов по устранению нарушений;
  • направлять уведомление о снятии обязанностей в письменной форме;
  • действовать в соответствии с положениями Федерального закона № 273.

Выполнение другого оплачиваемого труда

Конфликт интересов на государственной службе, это ситуация, при которой непосредственно сотрудник или его близкие люди планируют предоставление услуг фирме. То есть заключается отдельный договор на выполнение услуг.

Такая ситуация не критична, но требует составления уведомления на имя руководителя организации. При этом вышестоящий коллега не может заставить аннулировать контракт. Руководитель подразделения уполномочен рекомендовать отказать от исполнения таких обязанностей.

В собственности находятся ценные бумага, вклады, паи

Если у сотрудника предприятия имеются ценные бумаги, принадлежащие этой компании, то следует уведомить руководство об их наличии. Кроме того, работник обязан совершить такие же действия, если бумаги или вклады зарегистрированы на имя его родственников.

Мера урегулирования заключается в делегировании управления активами другому лицу. Дополнительно предприятие может инициировать рассмотрение вопроса на тему отчуждения. Кроме того, примеры столкновения интересов происходят, если гражданин имеет банковский вклад. При этом осуществляются управленческие функции в отношении учреждении.

Область закупки товаров, выполнение услуг

Порядок урегулирования конфликтов интересов на государственной службе закреплен в ст. 11 ФЗ № 273. Так, вышестоящие коллеги обязаны совершить следующие действия:

  1. Комиссия по закупкам продукции устраняет участника аукциона или торгов в принятии решения о поставщике.
  2. Если государственный контракт заключен после обнаружения столкновения потребностей, то договор аннулируется.

Читать так же:  ФЗ об отходах производства и потребления

Порядок получения подарков и действия сотрудника

Подарки, врученные представителями организации или гражданскими лицами, госслужащему — предмет спорной ситуации. Конфликт интересов разрастается, если в текущем моменте сотрудник принимает решение в отношении компании. В качестве предотвращения патовой ситуации законодатель рекомендует отказаться от принятия благ.

Исполнение отдельных функций госуправления в отношении родственников и/или других лиц, в отношении которых есть личный профит у госслужащего

Личная заинтересованность государственного служащего заключается в возможности приобретения выгоды в ходе выполнения обязанностей по работе. В Федеральном законе такие действия расцениваются, как необоснованное обогащение.

Примечательно, что работник предприятия осуществляет такие манипуляции не только в качестве выгоды для себя, а также:

  • отца и/или матери;
  • мужа или жены;
  • ребенка;
  • братьев, сестер;
  • компаний, с которыми сотрудник имеет какие-то связи.

Споры по имущественным обязательствам и разбирательством в суде

Для урегулирования конфликта интересов на государственной службе по вопросам судебных разбирательств рекомендуется:

  • погасить задолженность, аннулировать контракт, а также другие действия по разрешению имущественных споров;
  • служащему следует уведомить руководителя.

Отношения с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы

Руководителю должностного лица рекомендуется провести анализ отношений между сотрудником и бывшим работодателем. В случае высокого риска развития столкновения профита в ходе исполнения должностных функций, данного служащего необходимо отстранить. При этом работник может продолжать трудиться, но выполнение обязанностей в отношении бывшего места работы должны быть прекращены.

Нарушения запретов, установленных в законе

Государственным работникам воспрещено публиковать и применять информацию, полученную в ходе выполнения управленческих функций. Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации № 273 запрещено разглашение тайных сведений, в т. ч. неконфиденциальных данных. Если на информацию наложен временный запрет, то сотрудник должен отказаться от использования ее в личных целях.

Шаблон уведомления

Документ составляется в письменной форме. При формировании уведомления служащий обязан придерживаться установленного образца и делового стиля.

Уведомление о конфликте интереса на государственной службе

Правила составления:

  1. Подается на имя руководителя с указанием полного именного формуляра.
  2. В центральной части прописывается наименование документа — «Уведомление о конфликте интереса на государственной службе».
  3. В основном части текста указывают реквизиты сотрудника организации — фамилия, имя, отчество, должность.
  4. Детальное описание ситуации, при которой есть высокий риск развития столкновения потребностей или повод для получения личной выгоды. К примеру, это может быть подписание контракта с компанией, оказывающей услуги госучреждению. При этом во главе фирмы стоит родственник уполномоченного лица.
  5. Отдельно указывается согласие или отказ от присутствия при рассмотрении комиссии данного вопроса для урегулирования столкновения.
  6. В конце заявления работник проставляет — дату, подпись, расшифровку (фамилии, инициалы).

Читать так же:  ​​Отмена СНИЛС в 2020 гг

Методы урегулирования конфликтов по интересам

Сотрудник предприятия вправе использовать рекомендации, установленные в статье 11 ФЗ № 273. Дополнительно разрешается использовать другие методы предупреждения и урегулирования столкновения профита в ходе службы.

К таким мероприятиям относятся:

  1. Самостоятельно оформить отвод в добровольном порядке.
  2. Отказаться от получения выгоды, которая стала причиной развития ситуации.
  3. Передать ценные бумаги другому лицу для управления либо инициировать процедуру отчуждения.
  4. Написать отказ от исполнения другого оплачиваемого труда.
  5. Отказаться от приобретения услуг у граждан или компаний, в отношении которых работник исполняет функции надзора, если это противоречит ФЗ № 273.
  6. Не использовать полученные сведения в ходе исполнения должностных функций. Сохранять конфиденциальность во всех ситуациях, установленных в законодательстве.
  7. Написать заявление о переводе на другую должность или сделать самоотвод в качестве выполнения функций в отношении компании. Здесь учитывается увольнение сотрудника и трудоустройство в другой организации.

Таким образом, госслужащие обладают необходимыми инструментами и рекомендациями для предотвращения столкновения профита на работе. Действуя согласно ФЗ № 273, работник организации способен противодействовать коррупции.

Конфликт интересов: что такое, процесс урегулирования, на гражданской службе, на государственной службе

Конфликты интересов на государственной и муниципальной службе
Проверил юрист: Долгушева Юлия Сергеевна
Последнее обновление: 01.02.2020

Разногласия в социальных группах, на работе, между отельными индивидуумами – все это порождает споры.

Они могут наносить ущерб интересам конкретного человека, общества в целом. Одной из разновидностей таких спорных ситуаций выступает конфликт интересов на государственной службе.

Данная сфера деятельности предполагает отдельный порядок регулирования процесса выявления, разрешения рассматриваемого вида разногласий.

Понятие конфликтов интересов

Государственная гражданская служба предполагает ряд четко регламентированных обязанностей, которые возлагаются на конкретное должностное лицо в рамках его полномочий. Отсюда могут возникнуть разногласия между личными взглядами и служебными обязанностями.

Конфликты интересов при прохождении государственной гражданской службы представляют собой ситуации, при которых личные интересы государственного служащего могут помешать объективному, надлежащему и беспристрастному исполнению должностных обязанностей. Лицо при этом  в силу своих полномочий обязано разрешать подобные споры,

Обратите внимание! Личные интересы следует рассматривать в данном случае как возможность получения денег, имущества, услуг имущественного характера, выполнение работ и так далее.

Субъектами, на которые возлагается обязанность по устранению рассматриваемых разногласий, являются:

  • государственные, муниципальные служащие;
  • сотрудники государственных корпораций, Центробанка РФ, ПФ РФ и так далее;
  • работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти;
  • иные лица, если обязанность установлена действующими нормами закона.

Таким образом, подобные ситуации могут коснуться только определенных людей, имеющих статус чиновника или иного должностного лица.

Конфликт интересов возникает, если обязанности госслужащего входят в противоречие с его личными интересами

Выявление, устранение конфликтов служебных интересов важно потому, что наличие таковых приводит к развитию коррупции и порывает авторитет государственной власти.

Виды, признаки

Конфликты, возникающие в период служебной деятельности, предполагают схожий характер с другими видами социальных разногласий. Чтобы определить тип спора, нужно оценить личные интересы затрагиваются или общественные.

К видам рассматриваемых обстоятельств можно отнести следующие:

  • Организационные. Здесь речь идет о том, что организация или группа лиц, в данном случае служащих, не может исполнять те или иные обязанности. Это мешает беспристрастности и объективности из-за наличия конкретных личных интересов.
  • Личные. В данном случае индивидуальные интересы конкретного должностного лица встают в разрез с обязанностями по службе.

При этом государственная служба может продемонстрировать примеры каждого из представленных типов.

С учетом особенностей госслужбы определяются также и признаки рассматриваемого понятия, к которым можно отнести следующее:

  • разногласия, касающиеся личных интересов и общественных, связанных с исполнением должностных обязанностей;
  • заинтересованность должностного лица;
  • материальный характер личной заинтересованности служащего (стремление получить деньги, имущество, услугу и так далее);
  • отсутствие возможности объективно и беспристрастно исполнить обязанности.

Указанные признаки отражают конфликт интересов, возникающий непосредственно при прохождении государственной гражданской службы.

В большинстве случаев можно говорить о материальной заинтересованности чиновника

Типовые примеры

Практика, опираясь на федеральное законодательство и реальные ситуации, возникающие в период прохождения госслужбы, знает примеры таких конфликтов.

Условно существующие типовые примеры  можно разделить на следующие группы:

  • Выполнение управленческих функций в отношении родственников. При наличии таких связей лицо должно сообщить об этом. Проблема нередко проявляется при вхождении служащего в аттестационную или конкурсную комиссию, которая решает вопрос устройства на работу его родственника. Служащие должны устранить нарушения конкретного случая, чтобы не возникло разногласий.
  • Выполнение иной оплачиваемой работы. Если служащий, его родственник решают выполнить работу в какой-либо организации по трудовому или гражданскому договору. Должностное лицо при этом обязано направлять свои полномочия на такую компанию. Здесь также возникнет конфликт. При этом ситуации надо рассматривать индивидуально, поскольку не всякая оплачиваемая работа повлечет за собой ряд разногласий.
  • Осуществление оплачиваемой работы в организации, которая материально зависима от компании, на которую распространяются полномочия служащего. Принцип возникновения недопонимания тот же, что и в предыдущем примере. Главное, чтобы работа не затрагивала интересы участвующих субъектов.
  • Выполнение оплачиваемой работы в организации, которая выступает аффилированной компанией субъекта, на которого направлена деятельность госслужащего. Также сюда относятся родственники должностного лица.
  • Осуществление платной работы в государственном органе, где лицо служит. То есть должностное лицо не может стать исполнителем той или иной оплачиваемой работой в отношении органа власти. Но только при условии возникновения конфликта интересов согласно признакам такого понятия.
  • Владение ценными бумагами, вкладами. Разногласие возникает только при условии, что ценные бумаги, вклады оформлены и приобретены у организации, в отношении которой служащий исполняет управленческие функции.
  • Получение подарков, услуг. Проблема возникает в том случае, если такая «благодарности» поступает со стороны граждан и компаний,  если на них направлены управленческие функции. Некоторые подобные действия можно расценить как взятку.
  • Наличие имущественных обязательств. Здесь также необходимо установить, что субъект, перед которым имеется обязательство, подвергается управлению со стороны служащего.
  • Осуществление управленческих функций в отношении компании, где ранее госслужащий был сотрудником, директором или занимал иную должность.
  • Получение наград и званий со стороны иностранных государств, партий или иных объединений.

Кроме того, указанные ситуации распространяются не только на служащих, но также на их родственников.

Одна из типичных ситуаций, когда возникает конфликт интересов – госслужащий является членом комиссии, которая рассматривает заявку или кандидатуру его родственника

Способы урегулирования

Методы, позволяющие выявить и устранить конфликты, также общие и предполагают условное деление на группы. Это распространяется и на государственную гражданскую службу.

Способы урегулирования возникающих разногласий:

  • Превенция. Речь идет о предупреждении проблем. Для этого и нужно иметь представление о возможных противоречащих ситуациях. Например, госслужащий отказался от членства в аттестационной комиссии, перед которой предстает его родственник. Такой метод самый эффективный.
  • Прозрачность. Должностное лицо не должно скрывать информацию о своих счетах, вкладах, имуществе.
  • Мониторинг со стороны органов власти. Здесь предусмотрены проверки, надзор за работой госслужащих антикоррупционных и коллегиальных органов.
  • Добровольное разрешение. Служащий может самостоятельно проявить инициативу, указать на разногласия, найти способы его решения и так далее.

При должном подходе к работе у госслужащего не будет проблем, даже при угрозе возникновения тех или иных служебных разногласий.

Если должностное лицо обнаружило возникший по отношению к нему конфликт интересов, оно обязано уведомить руководство или самостоятельно разрешить ситуацию

Общий порядок разрешения

Чтобы понять принцип, по которому действуют госорганы, разрешая разногласия, достаточно обратиться к положениям действующего закона.

Для устранения конфликта следует помнить, что:

  • должностное лицо обязано принимать меры по устранению проблемы, это не его право, и проигнорировать конфликт для служащего недопустимо;
  • обязательно осуществляется уведомление работодателя в установленном порядке о том, что возникли противоречия интересов, что также рассматривается, как обязанность, а не его право;
  • отстранение служащего от работы или даже должности на время путем вынесения распоряжения. Кроме того, лицо самостоятельно может сделать отвод, что также подтверждается соответствующих документов, подписывается работодателем.

Кроме того, лицу достаточно сообщить о споре и самостоятельно принять меры, устраняя его. Таким образом, порядок предусматривает отстранение лица от конкретной работы, независимо, от его желания.

Пример самостоятельного разрешения проблемы: должностное лицо владеет ценными бумагами, которые принадлежат корпорации, управляемой госорганом. Служащий сообщает об этом работодателю, при этом самостоятельно проводит действия по продаже бумаг. Здесь даже не потребовалось отстранение лица от должности.

Уведомление о конфликте

Порядок уведомления о выявленном конфликте также регулируется действующим законодательством. При сообщении работодателю о разногласиях нужно руководствоваться соответствующим ФЗ, а также утвержденным порядком в конкретном органе власти или организации.

Предусматривается конкретный образец уведомления, в котором изменятся только место работы, характер конфликта, иные индивидуальные аспекты ситуации. При этом нужно соблюсти структуру документа:

  • Шапка. Здесь обозначается, кому, от кого поступает уведомление. Нередко в конкретных органах власти, иных организациях предусматривает специальный бланк уведомлений.
  • Основная часть. Сюда включается отсылка на статьи федерального закона, а также характер недопонимания, предпринятые служащим меры и так далее.
  • Заключение. Не нужно указывать никаких просьб или требований. В завершение достаточно подписать документ, проставить дату. Также будет обозначено, когда документ был получен и зарегистрирован.

Уведомление служит вариантом докладной. Если проблема выявляется путем проверок, то госслужащий теряет возможность самостоятельно решить проблему, здесь к нему могут применять меры воздействия.

Обратите внимание! Докладная должна быть передана на рассмотрение в течение трех дней. Более того, служащий может предложить конкретные варианты разрешение конфликта.

Образец уведомления

Ответственность за устранение

Как упоминалось выше, при определении ответственных за устранение конфликтных ситуаций на государственной гражданской службе, достаточно обратиться к федеральному законодательству.

Государственные, муниципальные служащие, сотрудники государственных корпораций, работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти, – все эти субъекты отвечают за выявление и устранение разногласий по службе.

Указанные выше субъекты напрямую несут ответственность за координацию таких конфликтов, поскольку они приводят к нарушению работы государственных органов. Если разногласие не будет устранено, то повысится коррупционный показатель, здесь встанет вопрос о компетентности и соответствии должности отдельных лиц.

Если говорит о тех, из-за кого формируются конфликты, то для них предусмотрены разные виды ответственности. Служащего могут уволить, отстранить на время или снять с должности. А могут отделаться предупреждением в случае самостоятельного принятия участия в разрешении проблемы.

Особенности

Если говорить о государственной службе, особенно о возникновении споров в ее среде, объясняется это признаками такой работы, а именно специфическим статусом работников органов власти.

Закон предусматривает массу ограничений для чиновников, служащих и так далее. Отсюда и формируется большинство спорных ситуаций.

Следовательно, чем больше ограничений, тем большая вероятность развития тех или иных разногласий.

Еще одна особенность рассматриваемых ситуаций – это определение таковых. Речь идет о заинтересованности госслужащих, носящей личный характер, что возможно установить в половине из всех возможных проблемных ситуациях. Пример – получение денег должностным лицом, которое достигается посредством использования служебного положения.

Отсюда можно сделать вывод о том, что установить разногласия на государственной службе можно только определив характер полномочий должностного лица. А также доказав наличие личной заинтересованности.

Законодательная база

Правовое регулирование конфликта интересов

Правовое регулирование рассматриваемого вопроса непосредственно осуществляется Федеральным законом «О противодействии коррупции», который был принят в декабре 2008 года.

Закон определяет понятие конфликта интересов, порядок выявления и урегулирования таковых.

Кроме того, органы власти, организации издают дополнительных документы, определяющие порядок и ответственность за устранение разногласий.

Таким образом, госслужба предусматривает специфические признаки конфликта интересов и требует отельного порядка для их устранения и выявления.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Конфликты интересов на государственной службе – это… Урегулирование конфликта интересов на государственной службе

Конфликты интересов на государственной и муниципальной службе

Конфликты интересов на государственной службе – это одна из основных причин коррупционных правонарушений. С целью недопущения подобной ситуации и просвещения государственных служащих разрабатываются специальные программы по урегулированию подобных конфликтов.

Понятие конфликта

Под конфликтом понимают столкновение нескольких противоположных мнений, убеждений, позиций и мировоззрений. Конфликты появляются в процессе социального взаимодействия и заключаются в том, что участники конфликта занимают противоположные позиции, а сама ситуация часто сопровождается негативными эмоциями и поведением, которое выходит за рамки принятых норм.

В зависимости от ситуации конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. В любом случае он состоит из нескольких компонентов:

  • Биполярность. Конфликт возможен только в том случае, если в ситуации одновременно присутствует противостояние, однако также есть и связь, которая содержит возможность для создания противостояния.
  • Активность. Любая ситуация перерастает в конфликт только в том случае, если присутствует определенный импульс и активность со стороны участников конфликта.
  • Субъекты конфликта. Для конфликта необходима конфликтная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход развития указанного конфликта.

Существуют разные типы коллизий. Ситуации конфликта интересов на государственной службе заслуживают отдельного внимания, поскольку имеют свои психологические, политические и юридические элементы.

Что такое конфликт интересов?

Понятие «конфликт интересов на государственной службе» невозможно рассмотреть без трактовки термина «конфликт интересов». Под этим понятием подразумевается ситуация, при котором личная заинтересованность служащего государственного типа может прямо или косвенно влиять на соотвествующее выполнение им своих обязанностей.

Достаточно часто подобная процедура сопровождается тем, что возникает противоречивая ситуация между личной заинтересованностью лица и законами организации, общества или государства.

Конфликт интересов на государственной гражданской службе также приводит к тому, что появляются ситуации, при которых может быть нанесен вред законным правам и интересам государства, конкретных организаций или граждан.

Понятие личной заинтересованности

Под личной заинтересованностью понимают ситуации, которые прямо или косвенно могут повлиять на исполнение служащим своих обязанностей. Личная заинтересованность непосредственно влияет на конфликт интересов на государственной службе.

Примеры личной заинтересованности – это возможность получения лицом, которое пребывает на государственной должности, дополнительных доходов в виде денег, ценностей и другого имущества, которые предоставляются не только непосредственно служащему, но и членам его семьи, родственникам, друзьям.

Государственный служащий в силу своей работы, например, при выполнении отдельных функций управлений государственного типа, может попадать в ситуации, которые подпадают под определение личной заинтересованности.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе в таком случае может быть вызван функциями служащего касательно наличия полномочий принимать решения по техническим, организационным, кадровым, финансовым, материальным или другим вопросам организации или государства.

Предотвращение и урегулирование конфликтов интересов

Уведомление о возможном конфликте интересов является основной функцией государственного служащего.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов на государственной службе лежит на ответственности служащего, и если им не было принято каких-либо мер в данном направлении, то это рассматривается как правонарушение, которое ведет к увольнению конкретного лица с государственной должности.

Расследованием ситуации, в ходе которой государственным служащим не было принято каких-либо мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, занимается специальное подразделение кадровой службы, которое отвечает за профилактику правонарушений в органах исполнительной власти и профилактику коррупционных ситуаций. Существует несколько типов процедур, где возникает конфликт интересов на государственной службе. Примеры демонстрируют, что каждая подобная ситуация имеет свои меры предотвращения и способы урегулирования конфликта.

Конфликт интересов, связанный с конкретными функциями служащего

При наличии ситуации личной заинтересованности государственный служащий обязан предоставить сведения об этом нанимателю в письменной форме. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, урегулирование которых осуществляет наниматель.

При наличии подобного конфликта наниматель должен отстранить сотрудника от тех конкретных функций, которые приводят к наличию ситуации, где замешаны друзья, родственники или другие лица, с которыми в той или иной степени связан служащий. Например, если государственный служащий находится в комиссии конкурса, где один из кандидатов является его родственником, наниматель должен заменить данного сотрудника другим лицом.

Конфликт интересов, связанный с наличием у служащего другой оплачиваемой работы

Согласно законодательству, государственный служащий может заниматься другой оплачиваемой работой, если это не влечет за собой появление конфликта интересов.

В том случае, если должность на другой работе будет содействовать появлению у служащего личной заинтересованности и, соответственно, конфликтной ситуации, он должен уведомить об этом своего руководителя, а также отказаться от другой оплачиваемой должности.

Если же сотрудник не принял никаких мер для того, чтобы осуществить урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе, руководитель организации должен оградить его от выполнения служебных обязанностей. Информация об сложившийся ситуации подается в соответствующий отдел кадровой службы.

Конфликт интересов, связанный с банковскими вложениями и ценными бумагами

В случае если служащий государственного уровня имеет ценные бумаги организации, в которой он работает, и в отношении которой он исполняет некоторые свои обязанности, а также если он исполняет управительские функции в отношении разнообразных кредитных организаций или банков, он обязательно должен известить об этом своего руководителя в письменной форме, а также передать все ценные бумаги в управление доверительного характера.

Даже если сам государственный служащий не владеет ценными бумагами и вкладами, однако ими обладают его родственники и друзья, он также обязан уведомить об этом свое начальство.

Кроме того, он также должен рекомендовать своим родственникам, друзьям или другим заинтересованным лицам передать все ценные бумаги и вклады в управление доверительного характера или вообще от них отказаться. В таком случае конфликты интересов на государственной службе – это ситуации, которые напрямую регулируются начальником организации.

До момента устранения конфликта интересов служащий должен быть отстранен руководителем от выполнения своих обязанностей, которые связаны с личной заинтересованностью.

Конфликты интересов, связанные с оказанием дополниельных услуг и получением подарков

Служащий государственных органов, а также его родственники и друзья не должны принимать подарков в какой-либо форме от лиц и организаций, в отношении которых государственным служащим были выполнены некоторые функции государственного характера. Также служащему и его родственникам не рекомендуется принимать подарки, независимо от их стоимости, от подчиненных конкретного государственного служащего.

В случае если руководитель государственной организации узнал о том, что служащий или один из его родственников получил подарок, он должен провести расследование и узнать, насколько этот подарок был связан с выполнением служащим своих государственных обязанностей. Предотвращение конфликта интересов на государственной службе в этом случае имеет две формы.

Если наниматель выяснил, что полученный подарок напрямую связан с функциями и обязанностями служащего, в отношении данного лица должны быть осуществлены меры дисциплинарного характера. Мера наказания зависит от тяжести коррупционного правонарушения, его размеров и обязательств, при которых появился конфликт интересов.

Если же полученный подарок не связан с исполнением служащим своих обязанностей и функций, наниматель должен известить служащего о том, что получение подарков от заинтересованных граждан и организаций может плохо сказаться на профессиональной репутации самого служащего, а также на репутации организации, в которой он работает.

Оптимальным решением будет, возврат служащим подарка, или же компенсация его стоимости.

Конфликты интересов, которые связаны с разбирательствами судебного характера и имущественными обязательствами

При наличии у служащего или его родственников каких-либо имущественных обязательств или судебных разбирательств рекомендуется урегулировать данные проблемы самым оперативном образом. Если в силу определенных причин это невозможно, служащий должен уведомить об этом своего начальника.

Наниматель в этом случае должен отстранить служащего от выполнения его обязанностей до того момента, когда все имущественные и судебные ситуации будут урегулированы. Аналогичные действия наниматель выполняет в том случае, если указанные обязанности имеют друзья и родственники служащего.

Конфликты интересов, связанные с трудоустройством

Если в процессе выполнения своих обязанностей и функций государственный служащий столкнулся с организацией, в которой он работал в качестве руководителя, служащего, ему необходимо уведомить об этом своего нанимателя в письменной форме.

Руководитель организации должен оценить ситуацию и решить, будут ли предыдущие рабочие взаимоотношения служащего влиять на выполнение его обязанностей. Если такая ситуация вероятна, то на момент данного процесса государственный служащий должен быть отстранен от своих обязанностей.

Процессы, связанные с нарушениями служащим запретов

В соответствии с законодательством государственному служащему без разрешения нанимателя запрещено делать следующее:

  • Принимать награды и звания от международных организаций, политических партий и других организаций.
  • Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется за счет иностранных государств или международных организаций.
  • Разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию.

Если нанимателю стало известно о том, что государственный служащий нарушил один или несколько из указанных запретов, он должен рассмотреть вопрос о применении по отношению к данному служащему мер дисциплинарного характера. Это зависит от тяжести и размера коррупционного правонарушения, а также от обстоятельств, при которых оно было совершено.

Конфликты интересов на государственной службе – это особый тип конфликтов, которые возникают между наличием у государственного служащего личной заинтересованности и выполнением им его функций и обязанностей. Разные типы подобных конфликтов требуют особых мер предосторожности при урегулировании.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.