+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Контракт на госслужбе

Служебный контракт на гражданской службе: понятие, условия и порядок заключения

Контракт на госслужбе

› Помощь призывникам › Военная служба ›

13.07.2019

Служебный контракт на гражданской службе заключается между представителем государства, гражданином Российской Федерации. Договор заключается на неопределенное время.

Расторгнуть контракт можно по соглашению сторон, инициативе наемщика, служащего. Подписывается документ в двух экземплярах, определяет основные права, обязанности сторон.

Служебный контракт на гражданской службе, заключенный на определенный срок называется срочным.

Служебный контракт на гражданской службе понятие и содержание  (ФЗ от 27 июля 2004г. №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Служебный контракт – соглашение между нанимателем и гражданином, поступающим на гражданскую службу. Документ устанавливает права, обязанности сторон, регулирует отношения, указывает сроки начала, окончания контракта.

Представитель нанимателя в лице военного комиссариата предоставляет гражданину возможность прохождения гражданской службы, обеспечивает в полном объеме денежное содержание, получение государственных социальных гарантий. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, обязуется исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, распорядком государственного органа.

В содержании служебного контракта указываются права, обязанности сторон, ФИО гражданина, изъявившего желание проходить гражданскую службу, наименование государственного органа, а также ФИО представителя.

Условия контракта:

  • наименование замещаемой должности;
  • дата начала исполнения обязанностей;
  • должностной регламент;
  • медицинское, социальное, иные виды страхования;
  • права, обязанности нанимателя;
  • компенсации, льготы за работу в тяжелых, вредных условиях;
  • режим работы, отдыха;
  • оплата труда (оклад, надбавки, другие выплаты, регламентированные законом).

Кроме этого в служебном контракте предусматриваются следующие условия:

  • испытательный срок;
  • неразглашение сведений;
  • обязанность проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональном среднем, высшем учебном заведении;
  • показатели результативности, связанные с ними условия оплаты труда;
  • другие условия, не ухудшающие положение гражданина, подписавшего контракт.

Меняться условия служебного контракта могут по соглашению сторон в письменной форме. Также указывается срок действия договора, основания, послужившие его подписанию.

За неисполнение либо недобросовестное исполнение трудовых обязанностей предусмотрено наказание в соответствии с законодательством РФ.

При этом запрещается требовать от контрактника исполнения обязанностей, не прописанных в договоре, не предусмотренных должностным регламентом.

Заключается служебный контракт в двух экземплярах. Один отдается служащему, второй хранится в личном деле. Форма договора определяется и устанавливается Президентом РФ.

Сейчас читают:   Сроки военной службы по контракту в армии России в 2020 году

Существенные условия контракта

Основными законодательными актами выступает Закон № 79-ФЗ, Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Договор в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где указывается, с кем заключается договор, на какую должность.
  2. Права, обязанности сторон.
  3. Условия денежного вознаграждения: размер оклада, надбавки, поощрения, отпускные, материальная помощь.
  4. Служебное время, отдых. Указывается нормальная продолжительность служебного времени, сокращенная, ненормированный служебный день, продолжительность основного отпуска, дополнительного.
  5. Срок действия контракта.
  6. Льготы, основные, дополнительные гарантии.
  7. Испытательный срок.

Изменения существенных условий договора возможны. Служащего об этом уведомляют за 2 месяца до внесения поправок. Оформляются в письменном виде, подписываются сторонами.

С кем заключается служебный контракт

Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 65 лет. При определенных обстоятельствах для руководящего состава он продлевается до 70 лет. По соглашению сторон служащий имеет право продолжить работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора на должности, что не является должностью гражданской службы.

Для заключения служебного контракта нужно предъявить следующие документы:

  1. Заявление;
  2. Анкета установленной формы, заполненная собственноручно;
  3. Паспорт;
  4. Трудовая книжка;
  5. Свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда на работу устраиваются впервые;
  6. Идентификационный код;
  7. Документы воинского учета для лиц, подлежащих призыву на службу, граждан, пребывающих в запасе;
  8. Документы об образовании;
  9. Декларация о доходах, имуществе, обязательствах.

После подписания договора, назначения на должность гражданской службы вручается служебное удостоверение. Подписать контракт могут граждане Российской Федерации, не достигшие предельного возраста, признанные военным комиссариатом годными к прохождению службы.

Как могут быть изменены условия служебного контракта

Инициировать изменения в договоре может наниматель. Уведомить служащего о намерениях изменить существенные условия контракта он должен за 2 месяца в письменной форме. За это время гражданин, занимающий должность, должен принять решение – согласиться с новыми условиями либо уволиться. В случае письменного отказа контракт прекращается в соответствии  действующим законодательством.

Срок действия служебного контракта

Для замещения должности гражданской службы заключается служебный контракт на неопределенный срок либо срочный служебный контракт.

В первом случае в документе не указывается срок окончания полномочий, гражданин, подписавший договор, имеет право служить до достижения им граничного возраста.

Срочный служебный контракт подписывается на 1-5 лет, если иной срок не предусмотрен законодательством.

Срочный служебный контракт на государственной гражданской службе

Документ ничем не отличается от предыдущего договора, с той лишь разницей, что указывается срок окончания полномочий. Подписывается в том случае, когда невозможно взять человека на службу на длительное время.

Часто бывают ситуации, когда после окончания одного контракта подписывают другой, но уже на другую должность. Регламентирует отношения между нанимателем, в данном случае государственным органом, служащим. Документ пришел на смену трудовому договору.

Примерная форма утверждается Президентом Российской Федерации.

В каких случаях заключается срочный служебный контракт

Срочный контракт на термин от одного до пяти лет заключается в случаях замещения отдельных должностей государственной гражданской службы по следующим направлениям:

  1. категории «руководители», «помощники (советники)»;
  2. на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность;
  3. после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;
  4. в дипломатических представительствах, консульских учреждениях РФ, находящихся за пределами России;
  5. в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач, функций;
  6. на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  7. замещение должности, по которой ч. 14 ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлен особый порядок оплаты труда;
  8. другие случаи, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими нормативными актами.

С государственным гражданским служащим по достижению им 60-ти лет перезаключается срочный служебный контракт на 5 лет. Граничный возраст в данном случае составляет 70 лет.

Общие основания прекращения служебного контракта

Основаниями для прекращения договора, освобождения служащего от занимаемой должности являются:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока действия контракта;
  • инициатива служащего – по собственному желанию;
  • инициатива представителя нанимателя;
  • перевод по просьбе служащего и с его согласия на другое место службы;
  • отказ служащего в связи с изменением существенных условий контракта;
  • отказ от перевода на другую должность в связи с состоянием здоровья либо при отсутствии аналогичной должности на новом месте службы;
  • обстоятельства, не зависящие от воли служащего;
  • нарушение правил служебного контракта, неисполнение обязанностей;
  • смена гражданства;
  • несоблюдение ограничений, обязательств согласно договору;
  • нарушение запретов — появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического, иного токсического опьянения подтвержденных медицинской экспертизой;
  • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • совершение хищения по месту службы;
  • совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • принятие руководителями необоснованных решений, влекущих за собой тяжелые последствия, траты;
  • предоставление ложных сведений.

Прекращение отношений между нанимателем, служащим оформляется в письменной форме актом государственного органа.

К обстоятельствам, не зависящим от воли служащего, относят:

  • Призыв гражданского служащего на военную службу, направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
  • Восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность по решению суда.
  • Избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления, на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе.
  • Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой.
  • В иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

К случаям, ведущим к прекращению контракта, относят:

  • осуждение к наказанию по приговору суда;
  • признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
  • признание недееспособным либо ограниченно дееспособным по решению суда;
  • достижение служащим предельного возраста – 65 лет.

При незаконном расторжении контракта по инициативе нанимателя, решение может быть обжаловано в суде. После признания действий неправомерными, наниматель обязан восстановить служащего на прежней должности.

Испытание на гражданской службе

При заключении служебного контракта с гражданином, который устраивается на государственную службу, устанавливается испытательный термин сроком от одного месяца до года. В процессе проверяется соответствие занимаемой должности. Прекратить испытательный срок можно в любое время, если новый сотрудник покажет высокие способности.

Не устанавливается испытательный термин если:

  1. Гражданин, получивший среднее профессиональное, высшее образование, устраивается на работу впервые.
  2. Осуществляется перевод из одной должности на другую, в связи с сокращением, упразднением государственного органа.
  3. Граждане и служащие, которым законодательство гарантирует сохранение рабочего места.

По окончанию испытательного термина служащему присваивается классный чин. В срок не учитывается период временной потери трудоспособности, когда не было возможности фактически выполнять вои обязанности.

При получении неудовлетворительных результатов представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт до истечения установленного испытательного срока. О своем решении наниматель должен в письменной форме уведомить служащего за 3 дня до расторжения договора.

Если срок стек, а служащий продолжает выполнять обязанности, он считается успешно прошедшим испытание.

Решение нанимателя может быть обжаловано в суде. Кроме этого, служащий имеет право сам инициировать расторжение контракта в период испытательного срока. О своем решении уведомляет нанимателя в письменной форме за 3 дня до написания заявления об уходе по собственному желанию.

Служебный контракт – что это? Особенности, нюансы оформления

Контракт на госслужбе

Существуют различные виды оформления рабочих отношений между работником, поступающим на службу и работодателем. Служебный контракт — это одна из форм приема на работу соискателя.

Взаимоотношения между гражданским служащим и его работодателем определяются в служебном контракте. Все особенности оформления этого документа регламентируются Федеральным законом №79.

Что такое служебный контракт?

Что такое служебный контракт?

Большинству граждан хорошо знакомо такое понятие, как трудовой договор. Некоторые из них столкнулись при оформлении на работу с трудовым соглашением, а служебный контракт является относительно новым наименованием оформление трудовых отношений, применимый к определенной категории граждан.

Нужно сразу же отметить, что такой документ используется при приеме на любые должности служащих в государственный орган.

В каждом отдельном случае, в зависимости от должности служащего, в контракте оговариваются особенности его обязанностей и условий работы

Контракт заключается в соответствии с ФЗ о гражданской службе, в котором оговариваются условия организации трудовых отношений двух сторон — нанимателя, в качестве которого выступает государственный орган и лица, поступающего на госслужбу.

Данный документ включает в себя информацию о сроке, на который он оформляется, порядок его оформления, а также условия его приостановления или прекращения.

Важно! Соответствующим указом утверждена стандартная форма контракта, содержащая основные разделы, при необходимости документ может быть дополнен определенными сведениями, не противоречащими ТЗ РФ.

Граждане, принятые на контрактных условиях, считаются государственным служащими, в результате чего на них возлагается определенная ответственность, особенно если организация занимается секретными разработками или обладает секретными данными

Лица, нанятые на работу служебным контрактом, приобретают статус государственного служащего, они принимаются на службу на основании существующего в организации штатного документа (расписания). В этой связи на таких работников распространяются права и обязанности, указываемые в ТК РФ, поэтому они защищены от дискриминационных отношений.

Однако нельзя не отметить, что распространение нормативов ТЗ для тех, кто устроен на контрактной основе, отличается некоторыми особенностями. Это обусловлено указаниями в ФЗ, а также правовыми актами, регламентирующими разные аспекты гражданской службой.

Поэтому некоторые парламентарии говорят о необходимости включения в отдельную главу ТЗ, регулирующие работу государственных служащих, нормы.

Должности государственной службы

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению гражданского контракта (ГК), для начала стоит разобраться, какие должности относятся к данной категории служащих, а также в некоторых подробностях их деятельности.

Граждане, выполняющие профессиональную деятельность на должностях организаций, имеющих полномочия государственных органов федерального или регионального значения, а также занимающие государственные посты, относятся к категории служащих.

Государственные служащие подразделяются по нескольким критериям, от которых зависит, какой контракт будет с ними заключен и на какой период

Существует два подразделения государственных служащих.

  1. Должности федерального значения, их перечень утверждается Президентом РФ. Эта категория лиц работает на государственных постах РФ.
  2. Должности в службах регионального значения РФ, утверждаются на уровне субъектов страны. Лица, относящиеся к этой категории, обеспечивают качественную работу органов государственных служб РФ в регионах.

Кроме того, служащие госслужб подразделяются на четыре категории и пять групп.

Законодательство РФ выделяет следующие четыре категории служащих.

Должности служащихВид служебного контракта по времени исполнения профессиональных обязанностей
Руководящие работники государственных органов, а также их подразделений, и их заместителиЭта категория служащих может быть назначена вышестоящим руководством на конкретный срок или же на неопределенный период
Помощники или советники руководящих лицС этой категорией работников оформляется срочный контракт, то есть, они выполняют свои обязанности, работая с конкретным руководителем, а при его увольнении уходят вместе с ним
Специалисты – лица, обеспечивающие качественную работу государственным органамСрок контракта специалистов не ограничивается по срокам, на службу принимаются, как правило, на конкурсной основе
Обеспечивающие специалисты. Их функциональные обязанности относятся к организационной, информационной, документационной, финансово-хозяйственной, а также хозяйственной сфере деятельности в государственных органах. В отличие от специалистов, они занимаются решением вспомогательных задач.Служебный контракт с ними заключается на общих основаниях и не ограничивается по срокам, если они устраиваются на свободную, а не на замещаемую должность

Существует определенная классификация госслужащих

Распределение по группам осуществляется по принципу младшая-высшая. Каждая из них должна соответствовать определенным условиям и призвана выполнять установленные для них функции.

Группы должностей государственных служащихКатегории должностей государственных служащих
Высшая группаРуководители, помощники, специалисты
группаСпециалисты и обеспечивающие специалисты
Ведущая группаРуководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты
Старшая группаСпециалисты и обеспечивающие специалисты
Младшая группаОбеспечивающие специалисты

Требования к минимальному уровню профессионального образования, а также к стажу работников.

Категории и группы должностей государственных гражданских служащихКатегории должностейТребования к образованию и наличию минимального стажа работы
Высшая группаРуководители, помощники (советники), специалистыВысшее образование, специалитет, магистратура. Стаж не менее четырех лет государственной службы, работы по специальности
группаСпециалисты и обеспечивающие специалистыВысшее образование, бакалавриат. Стаж не менее двух лет государственной службы, работы по специальности
Ведущая группаРуководители, их советники, специалисты, обеспечивающие специалистыВысшее образование, бакалавриат. Без предъявления к стажу
Старшая группаСпециалисты, обеспечивающие специалистыДля специалистов высшее образование, для обеспечивающих специалистов среднее- специальное образование. Без предъявления к стажу
Младшая группаОбеспечивающие специалистыСреднее-специальное образование. Без предъявления к стажу

Для работы госслужащим нужны определенные стаж, образование

Расторжение срочного служебного контракта с государственным служащим

Контракт на госслужбе

Государственная гражданская служба и все нюансы с ней регламентированы федеральным законодательством, в том числе №79 ФЗ. Расторжение срочного служебного контракта  с госслужащим может производиться только на основе установленных правил. Разрыв трудового контракта может произойти даже до истечения срока действия договора, но для этого должны быть выполнены все условия.

Служебный контракт срочного типа

Служебный контракт заключается на срок от года до 5 лет. Эти сроки являются минимальной и максимальной планкой. Сам контракт обязательно заключается с любым лицом, которое поступает на службу государственного типа, в том числе и на гражданскую должность.

Контрактная служебная основа регламентирована необходимостью в профессионалах, которые могут выполнять обязанности.

При начале работы в государственном органе лицо попадает под особые отношения служебно-правового характера, которые отличаются от обычной трудовой практики.

После заключения контракта устанавливается статус специального правового значения, который регламентирует установленные права, обязанности, ограничения, а также денежное вознаграждение, например, компенсацию.

Фактически любой госслужащий получает дополнительные соцгарантии от государства.

По закону служебный контракт может иметь два вида: срочный и обычный. Контракт срочного типа заключается строго тогда, когда срок не может быть неопределенным. Это относится к замещению должности и другим вариантам подобного характера.

Основания срочного контракта

Вся правовая основа регламентирована ст.25 закона №79-ФЗ. Для любого срочного контракта, который заключает госслужащий, должны быть причины, которые перечислены:

  • замещение лица, за которым место и должность сохраняется по законодательным нормам;
  • замещение лица, временно отсутствующего по соглашению;
  • замещение должностей, которые связаны с представительствами и дипмиссиями РФ, расположенными за границей;
  • замещение должности временного типа;
  • замещение любых должностей в органах, которые созданы на неопределенный срок до выполнения поставленной задачи;
  • замещение любой должности гражданского типа из категории «помощники».

Практически все варианты являются стандартным замещением должности или другого госслужащего. Также основная часть контрактов срочного типа является замещением категории руководителей. Данная категория в законодательстве не расписана. Под данным вариантом подразумевают любую должность в аппарате территориального или регионального управления.

Если контракт заканчивается или есть основания для его разрыва, то проводится процедура расторжения.

Расторжение

До окончания срока по указанной дате, которая прописана в контракте, госслужащий должен быть уведомлен за неделю до этого момента. Любой отсчет срока действия начинается с момента подписания документов.

Досрочное увольнение возможно при наличии определенных причин. В большинстве случаев досрочного расторжения потребуется предупредить сотрудника за пару месяцев. Также есть вариант не предупреждать его о расторжении, но такой вариант возможен только при письменном согласии увольняемого.

Варианты расторжения контракты в досрочном режиме могут быть разными:

  • возвращение основного работника;
  • нетрудоспособность замещающего, за исключением случаев прописанных в законодательстве;
  • грубые нарушения обязанностей;
  • несоответствия в психологической или профессиональной квалификации;
  • не сдана аттестация или не набрано достаточного количества баллов при проверке.

Также среди вариантов расторжения есть общепринятые правила. Сюда относится сокращение должности или же ликвидация организации. Стоит учесть, что при сокращении должности или реорганизации сокращаемому могут предложить другую должность при возможности.

Процедура увольнения

Процесс увольнения при срочном контракте мало чем отличается от обычного варианта. Если лицо самостоятельно увольняется до достижения окончания контракта, то оно должно выполнить несколько стандартных процедур, в том числе в заявлении указать причину увольнения. Срок предварительного уведомления руководства равен стандартным 2 неделям.

Образец заявления на увольнение госслужащего по собственному желаниюОбразец приказа об увольнение госслужащего по собственному желанию

При увольнении госслужащего порядок действий регламентирован причиной увольнения. При истечении контракта и отсутствии необходимости в сотруднике, он получает расчет и компенсацию. Требуется помнить, что сотрудник должен быть предупрежден об увольнении по окончанию контракта.

При остальных случаях необходима причина увольнения, которая и определит порядок увольнения. Например, при грубых нарушениях лицо будет уволено сразу и лишено компенсации.

При несоответствии по состоянию здоровья или профессиональным качествам, в том числе подготовки, указывается, что лицо уволено на таком основании. Процедура увольнения также является стандартной.

Все документы и выплаты, в том числе компенсации и остальные дополнительные средства, которые положены сотруднику, должны быть выданы и выплачены не позднее дня фактического увольнения.

Образец записи в трудовую об увольнении госслужащего по собственному желанию

Контракт срочного типа можно расторгнуть по ряду причин. Сам госслужащий также имеет право подать заявление об уходе.

Для этого он должен уведомить вышестоящее руководство за 2 недели до фактического ухода.

При увольнении госслужащего с должности при срочном варианте контракта руководитель также должен поставить его в известность не позднее определенных законом сроков.

Срочный контракт на госслужбе: понятие, условия, продолжительность испытания

Контракт на госслужбе

Государственная служба устанавливает особые условия взаимодействия между нанимателем и наемным работником.

В отличие от обычных трудовых договоров, которые могут заключаться на неопределенный срок, здесь может четко устанавливаться период, когда нанятый служащий будет выполнять свои обязательства.

Срочный контракт на госслужбе имеет установленную на уровне законодательства структуру и наполнение.

Срочный контракт — что это

Что такое срочный контракт на госслужбе

Законодатель определил, что государственные служащие могут наниматься на работу двумя основными способами:

  1. На неопределенный срок (обычно до наступления пенсионного возраста).
  2. На конкретный период (в этом случае продолжительность труда будет регулироваться условиями конкретного контракта).

Срочный контракт – это письменное соглашение между нанимателем (в этой роли выступают уполномоченные руководители государственных структур) и служащим, по которому сотрудник берет на себя обязательства выполнять определённую работу в четко оговорённый период, а наниматель — создать определённые условия для этого и обеспечить выплату заработной платы.

Обычно, если это срочный контракт, период его действия не должен превышать 5 лет. Важно отметить, что не все государственные служащие обязаны подписывать срочные трудовые соглашения. К перечню таких лиц на законодательном уровне отнесены:

  • граждане, намеревающиеся занять должность руководителя либо же советника в государственной структуре;
  • лица, принимаемые на службу по замещению действующего служащего, что в конкретный момент по уважительной причине не имеет возможности самостоятельно выполнять свои обязанности;
  • выпускники учебных заведений, что по целевому направлению должны отработать на государственной службе определенный период;
  • граждане, которые направляются на работу в дипломатические и консульские учреждения, расположенные за пределами России;
  • лица, поступающие на службу в государственную организацию, созданную для выполнения конкретных задач на определённый срок;
  • граждане, замещающие временно отсутствующих лиц по временной должности на государственной службе на период такого замещения;
  • служащие, достигшие предельного возраста нахождения на государственной службе, но продолжающие полноценно выполнять возложенные на них обязательства;
  • сотрудники, принимаемые на работу с особыми условиями оплаты их труда;
  • служащие, замещающие других служащих в порядке ротации;
  • другие категории граждан, если это предусмотрено федеральными законами.

Помните, подписать с гражданином срочный контракт наниматель имеет право только в том случае, если эта норма предусмотрена действующим законодательством. Во всех остальных случаях, даже на гражданской службе, действуют общие нормы трудового законодательства.

Испытательный срок

Испытательный срок в срочном контракте на госслужбе

Когда подписывается распоряжение и заключается срочный контракт с государственным служащим, наниматель вправе предусмотреть испытательный срок для такого работника.

Период такого испытания может длиться от трех месяцев, но не должен превышать больше одного года.

Отсутствие такой нормы в распорядительном документе о зачислении на работу и в срочном контракте означает, что сотрудник принят на службу без испытания.

Во время испытательного срока на нового служащего распространяются все действующие нормы законодательства, регулирующего гражданскую службу без каких-либо поблажек. При этом пока не закончится испытание, гражданский служащий не сможет получить классный чин.

В случае если замещение должности осуществляется за счет перевода другого государственного служащего из иного подразделения, ему также могут устанавливать испытательный срок.

При этом его длительность не должна превышать 6 месяцев со дня назначения на должность.

Временная нетрудоспособность, а также периоды, когда служащий не выполнял возложенные на него обязанности, вычитаются из периода испытания, установленного для данной должности.

Важно отметить, что на законодательном уровне установлен перечень лиц, относительно которых наниматель не имеет права устанавливать испытательный срок, когда оформляет трудовые отношения. В эту категорию вошли:

  • женщины в состоянии беременности;
  • выпускники профильных учебных заведений, которые по окончании учебы впервые нанимаются на работу по целевому направлению;
  • граждане, нанимающиеся на работу на определённый срок в качестве руководителей либо советников;
  • служащие, принятые на работу по переводу, если их основное место работы сокращено, организация реорганизована, либо вовсе ликвидирована;
  • другие категории, когда это прямо предусмотрено законом.

Помните, наниматель имеет полное право до утверждения нового работника в постоянной должности проверить его профессиональные навыки. И если они не соответствует необходимым требованиям, то по окончании периода испытательного срока сотрудник подлежит увольнению.

Какие документы нужны для заключения контракта

Документы для трудоустройства на госслужбу

Чтобы поступить на государственную службу, гражданин обязан подготовить стандартный пакет документов, которые в дальнейшем предъявляются нанимателю. Как правило, документы должны предоставляться в оригинале (при необходимости уже непосредственно на месте с них снимаются копии и делается соответствующее заверение).

В перечень необходимых документов входят:

  1. Собственноручно написанное заявление, в котором гражданин просит зачислить его на конкретную должность государственной службы с обозначением периода такой работы.
  2. Заполненную лично с собственной подписью анкету по установленной форме.
  3. Паспортный документ.
  4. Трудовую книжку (исключение составляют случаи, когда гражданин поступает на работу впервые и до этого времени трудовой книжки у него еще не было).
  5. Имеющееся у работника страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (исключения также для лиц, поступающих на службу первый раз сразу после учебы).
  6. Документ, подтверждающий, что гражданин стоит на учете в налоговых органах России по месту его фактической регистрации.
  7. Документы воинского учета. Касается исключительно военнообязанных лиц, которые должны призываться на воинскую службу.
  8. Информацию относительно получаемых доходов, имеющегося имущества и обязательств, которые с этим связаны в порядке, предусмотренном законодательством.

Помните, наниматель имеет право требовать только те документы, которые прямо предусмотрены в законе. При этом в зависимости от характера и условий прохождения гражданской службы, федеральными законами описанный выше перечень может дополняться, но базовый набор остается неизменным.

Отсутствие полного пакета документов является формальным поводом отказа в удовлетворении просьбы гражданина принятия его на государственную службу. В то же время, если на должность предусматривается конкурсный набор, могут требоваться некоторые дополнительные сведения, раскрывающие потенциал конкретного кандидата.

Обычно их можно получить с его анкеты и других информационных документов. Поэтому изначально необходимо ответственно подходить к их подготовке.

Базовые условия контракта

Базовые условия контракта на госслужбе

Контракт – это двухсторонний документ между нанимателем и служащим, который фактически устанавливает для сторон «правила» игры на весь период действия такого документа. Кроме традиционных разделов, регулирующих права и обязательства, сюда также в обязательном порядке включаются такие позиции:

  • четкое наименование организации, а также должности, что занимает гражданин на государственной службе;
  • дата, когда сотрудник начинает выполнять свои должностные функции;
  • должностной регламент, полномочия и обязательства служащего, на которого возложены эти обязанности;
  • все виды, а также конкретные условия страхования, полагающиеся гражданскому служащему по этой должности;
  • полномочия и мера ответственности нанимателя относительно служащего;
  • что полагается работнику во время выполнения служебных обязанностей, все доступные компенсации, льготы за работу в сложных, тяжелых, опасных, вредных условиях;
  • общий режим работы учреждения, а также конкретный режим для служащего (если он отличается от того, какой установлен в этой организации);
  • условия социального страхования по конкретной должности;
  • подпадает ли эта должность под перечень должностей, где предусматривается ротация.

Дополнительно в служебных контрактах могут предусматриваться и другие ключевые позиции. Здесь все зависит от условий прохождения службы, сложности и ответственности за выполняемую работу. В частности, к таким дополнительным условиям относят:

  • необходимость введения испытательного срока;
  • обязательство не разглашать коммерческую, служебную или государственную тайну (если по своей должности работник будет сталкиваться с такими сведениями);
  • обязательство гражданина отработать определённый срок после окончания учебного заведения, где он проходит учебу за бюджетные деньги по целевой программе;
  • личные показатели конкретных достижений в процессе работы, когда служащему будет насчитываться дополнительная поощрительная оплата труда;
  • другие условия, благодаря которым позиция служащего в процессе выполнения трудовых функций может улучшаться.

Помните, в дальнейшем любой спор между администрацией и работником будет рассматриваться исключительно исходя из условий заключённого им контракта.

Поэтому здесь необходимо учитывать все ключевые условия, которые в дальнейшем могут стать основанием для полноценного выполнения работником возложенных на него функциональных обязанностей.

Прекращение действия контракта

Расторжение контракта на госслужбе: варианты

Государственный служащий, как и любой другой работник, может прекратить действие контракта по своей инициативе либо же быть уволенным на основании действующего законодательства досрочно (либо по истечении срока действия). При этом законом предусматриваются определённые моменты, которые следует соблюдать в процессе прекращения действия контракта. Здесь следует выделить такие нюансы:

  1. Прекращение контракта по соглашению сторон. В этом случае стороны самостоятельно договариваются о периодах прекращения действия контракта. Каких-либо сроков законодательством не установлено.
  2. Когда контракт прекращается досрочно по инициативе сотрудника. Здесь потребуется предупредить письменно работодателя за две недели до дня, когда сотрудник собирается уволиться.
  3. По инициативе нанимателя. Такое прекращение не требует выдерживания определённого периода предупреждения сотрудника. Вместе с этим, чтобы досрочно уволить гражданина с государственной службы должны быть веские основания, исчерпывающий перечень которых устанавливается законодательно. Если их игнорировать – сотрудник будет восстановлен в должности через суд, а наниматель выплатит ему вынужденный прогул.
  4. По окончании действия срочного контракта. Здесь законодатель предусматривает обязанность нанимателя письменно уведомить работника за семь дней до окончания контракта о том, что дальше служебные отношения с ним продлеваться не будут. Предоставлять какие-либо пояснения по этому поводу не требуется.
  5. В случае возникновения обстоятельств, не зависящих от воли сторон. Это может быть восстановление в должности работника, который в прошлом занимал эту должность, призыв сотрудника на воинскую службу, когда работника избрали на другую должность либо же возникли другие чрезвычайные обстоятельства. Увольнение оформляется по факту события.

Помните, процедура увольнения четко урегулирована на законодательном уровне. И ее несоблюдение может стать причиной судебных разбирательств и компенсационных выплат работнику за неправомерные действия со стороны администрации.

Когда можно заключить срочный трудовой договор, смотрите в этом видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим

Контракт на госслужбе

  • Меженина Ольга Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Алтайский государственный университет
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ
  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОГОВОР
  • ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  • СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Впервые в законодательстве о государственной службе было использовано понятие «служебный контракт» в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В соответствии с ним профессиональная служебная деятельность гражданских служащих осуществляется на основе служебного контракта. Введение нового термина вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов. Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остается проблема отграничения служебного контракта от трудового и административного договора.

Вероятно, использование термина «контракт» в сфере гражданской службы обусловлено стремлением отграничить государственно-служебные отношения от чисто трудовых. Кроме того, словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений власти-подчинения, то есть административно-правовую природу.

Несмотря на это некоторые ученые (в основном трудовики) данные контракты рассматривают как разновидность трудового договора [4, С. 46]. Ученые-административисты, высказывают противоположную точку зрения. Так, С.Е. Чаннов полагает, что по своим признакам контракт о прохождении государственной службы ближе не к трудовому, а к административному договору [5].

Если служебный контракт является специфической разновидностью трудового договора, к нему должны применяться (пусть и с определенными исключениями) общие правила заключения, изменения и расторжения таких договоров.

Признание же служебного контракта видом административного договора либо вообще особым соглашением требует в его регулировании применения специальных правовых приемов и методов.

Служебный контракт определяется частью 1 статьи 23 ФЗ № 79 как «соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы».

Контракт с государственным гражданским служащим при всем сходстве с трудовым договором имеет и некоторые отличия от него.

Характерными чертами любого трудового договора, как известно, выступают следующие признаки: предметом трудового договора выступает соглашение об осуществлении работником определенной трудовой функции; трудовой договор выступает в качестве основания возникновения трудовых правоотношений; трудовой договор носит личный характер; условия трудового договора вырабатываются сторонами; автономия воли сторон трудового договора; формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон; стороны трудового договора взаимно ответственны друг перед другом за его нарушения.

Ряд ученых считают служебный контракт разновидностью административного договора. Выделяют такие признаки административного договора как:
  1. Административный договор есть двусторонний (многосторонний) акт в отличие от иных правовых форм реализации компетенции субъектами исполнительной власти, которые представляют собой одностороннее действие властных субъектов.
  2. Административный договор основан на добровольном, согласном волеизъявлении сторон, что, однако не всегда означает равенство сторон в юридическом понимании.
  3. Административный договор, как и иной правовой акт, базируется на нормах административного права.
  4. Административный договор регулирует отношения, возникающие в сфере государственного управления (исполнительной власти) либо возникающие по поводу его реализации.
  5. Обязательной стороной административного договора является орган государственной исполнительной власти либо его представитель [6, С. 203-204].

Таким образом, имеются только некоторые основания для признания служебного контракта разновидностью административного договора. Тем не менее наличие определенного сходства между служебным контрактом и трудовым договором отрицать тоже нельзя.

Поэтому, на наш взгляд, учитывая, что служебный контракт с государственным гражданским служащим регулирует трудовые отношения, но при этом регламентируется нормами административного права, его следует признать особой разновидностью договора о труде, занимающем промежуточное положение между административным и трудовым договором.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. –№ 31. – Ст. 3215.

  2. Федеральный закон от 31 июля 1995 г № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) / Собрание законодательства Российской Федерации. 31 июля 1995 г. – № 31. – ст. 2990.
  3. Гусев, А.В. Служебный контракт на государственной гражданской службе / А.В.

    Гусев // Южно-Уральский юридический вестник: Научно-практический журнал. – 2006. – № 6;

  4. Кирпатенко, В.В. Особенности правового регулирования труда и социальной защиты государственных служащих: вопросы теории и практики: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / В.В. Кирпатенко. – М., 2005;
  5. Чаннов, С. Е.

    Некоторые вопросы отграничения трудового договора от контрактов с государственными и муниципальными служащими / С. Е. Чаннов // Трудовое право. – 2008. – № 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.center-bereg.ru/n2443.html

  6. Административное право: Курс лекций / Под ред. Липатова Э.Г. и др. – М., 2006. С. 230 — 204.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

юридические науки

  • Меженина Ольга Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Алтайский государственный университет
  • ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  • СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Похожие материалы

В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие ряда федеральных законов, важнейшим из них оказался Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1].

Благодаря ему появилась новая форма регулирования государственно-служебный отношений, в частности, служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору. Появление нового понятия вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов.

Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остаётся проблема классификации служебных контрактов, что и предопределило выбор темы данной статьи.

Для выявления сущности служебных контрактов ученые выделяют их виды по разным критериям. Наиболее актуальна, на наш взгляд, легальная типология в зависимости от сроков служебного контракта. Она закреплена в ФЗ № 79 (ч. 1 ст. 25). Это бессрочный (на неопределенный срок) и срочный служебный контракт.

В статье 58 Трудового кодекса Российской федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) содержатся похожие нормы [2].

Согласно ч. 2 п. 3, 4 ст. 9 ФЗ № 79 служебный контракт на неопределенный срок всегда заключается с государственными гражданскими служащими, замещаемыми должности категории «обеспечивающие специалисты» и «специалисты». В некоторых случаях подобный контракт заключается и с руководителями (ч. 2. п. 1 ст. 9 ФЗ).

Учитывая, что еще со времен Древнего Китая проповедовался принцип постоянства и профессионализма на государственной службе, подобная практика в России, несомненно, необходима. Для того, чтобы стать настоящим профессионалом гражданский служащий должен накапливать опыт в течении долгой служебной деятельности.

Кроме того, заключение служебного контракта без ограничения срока полномочий в некоторой степени способствует социальной защищенности чиновника.
[1]

Кроме рассмотренных нами сроков, законодатель определил еще два условия, при которых применяется срочный служебный контракт. Это случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок: с учетом категории замещаемой должности и условий прохождения гражданской службы.

К первым случаям относится замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» и должностей гражданской службы категории «помощники (советники)».

Ко вторым случаям причисляют несколько ситуаций, а, именно, периоды отсутствия гражданского служащего и окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы.

К ним также относятся поступление на дипломатическую службу, а также в государственный орган, образованный на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций, замещение должности гражданской службы, по которой ч. 14 ст.

50 ФЗ № 79 установлен особый порядок оплаты труда, с чиновником, достигшим возраста 60 лет, в порядке ротации.

При этом перечень, не закрытый и кроме того в ФЗ № 79 ничего не говорится о безосновательном заключении срочного служебного контракта. Как нам представляется, это ущемляет права гражданского служащего.

В данном случае, вполне возможна рецепция подходов трудового законодательства.

Так согласно статье 58 ТК РФ трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Исследователь также приводит примеры таких ситуаций как временное увеличение объема работ государственное органа (например, в период проведения реформ) или временное привлечение на государственную службу специалистов, обладающих особыми познаниями в определенных сферах, для решения конкретных вопросов. При этом И.Н.

Гарячук указывает на то, «действующее законодательство в таком случае не позволяет привлекать на службу граждан по срочным служебным контрактам». С этим утверждением нельзя согласится, хотя бы в отношении второй названной ситуации.

Так как в случае приглашения необходимого специалиста вполне можно заключить служебный контракт на определенный срок для замещения должности гражданской службы категории «помощник (советник)».

В отношении тех, кто претендует на замещение должности государственной гражданской службы категории «специалист» неоправданное расширение оснований для заключения срочного служебного контракта, тем более по усмотрению представителя нанимателя, может привести на практике к злоупотреблениям со стороны руководителя, а значит нарушению трудовых прав граждан.

Можно отметить, что в целом в законодательстве условия, при которых заключаются срочные служебные контракты, очерчивают максимально допустимый перечень ситуаций. Однако в некоторых случаях, на наш взгляд, излишний. Это, например, ч. 7 п. 4 ст. 25 ФЗ № 79: должности по которым устанавливается отдельный порядок оплаты труда. Согласно ч. 14 ст.

50 названного Закона оплата труда в данном случае производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. По мысли законодателя это должно быть закреплено именно в срочном служебном контракте.

Данная норма не имеет каких-либо объяснений и думается, что подобные условия оплаты труда вполне могли бы быть закреплены в служебном контракте на неопределенный срок.

Таким образом, при наличии излишнего перечня случаев заключения срочного служебного контракта возможно ущемление трудовых интересов лиц, принимаемых на государственную гражданскую службу.

Хочется отметить, что в зависимости от сроков Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяет три вида служебных контрактов (п. 3 ст. 12) [5]. Это служебный контракт, заключаемый:

  1. на неопределенный срок;
  2. на определенный срок;
  3. на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Ученые в целом отвергают подобную классификацию применительно именно к государственной гражданской службе, так как именно организацию именно этого вида службы регулирует специальный закон – Федеральном законе N 79-ФЗ. Поэтому исследователь А.А.

Осин вполне оправдано отмечает, что третий вид в этой классификации на самом деле не образует самостоятельного вида, а является разновидностью срочного служебного контракта, потому что обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы является лишь основанием для заключения срочного служебного контракта [6, С. 47].

Таким образом, служебные контракты неоднородны, ученые предлагают ряд классификаций. При делении служебных контрактов на срочные и заключенные на неопределенный срок возникают вопросы к излишнему перечню случаев заключения срочного служебного контракта, так как при этом возможно ущемление трудовых интересов лиц, принимаемых на государственную гражданскую службу

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.