+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто может подать заявление о постановке ранее учтенного земельного участка

Кадастровый учет ранее учтенных земельных участков, понятие, особенности, законодательная база

Кто может подать заявление о постановке ранее учтенного земельного участка

Кадастровый учет земельных участков и других объектов недвижимости – это единая база сведений о земле и недвижимости.

За последние тридцать лет, с 90х годов, кадастровый учет претерпел много изменений, начиная от требований к точности сведений и измерений и заканчивая видом и формой документов.

Зачастую встает вопрос, как делается кадастровый учет ранее учтенных земельных участков и нужен ли он? Выясним, как происходит кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии с требованиями законодательства 2019 года.

Кадастровый учет в разные периоды времени – законодательная база

В основе регулирования кадастровых отношений лежат Земельный, Жилищный, Градостроительный кодекс, федеральные законы, приказы, нормативные акты местной власти. Это целый пласт запутанных законодательных норм, в котором под силу разобраться только специалисту в своей области.

Регистрация прав

С 1 января 1998 года вступает в силу 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимость». Закон действует до глобальных изменений 2017 года.

По его правилам все права на недвижимость вносятся в Единый государственный реестр прав, о чем выдаются свидетельства о регистрации права собственности по установленной законом форме.

До 1998 года выдаются старые свидетельства (розового цвета) в соответствии с требованиями Земельного кодекса РСФСР.

Кадастровый учет

В 2008 году вступает в силу закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», который вот уже более десятка лет постоянно претерпевает изменения.

Старая редакция 221-ФЗ говорит об особенностях кадастрового учета и о ведении государственного кадастра недвижимости (ГКН).

В ныне действующей редакции осталась лишь часть норм, регулирующих деятельность кадастровых инженеров и касающихся комплексных кадастровых работ, а основной массив норм и правил кадастрового учета утратил силу.

Объединение регистрации прав и кадастрового учета в единое целое

С 1 января 2017 года и по сей день действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Его появление объединило воедино две ветви – Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав (ЕГРП). Теперь все сведения вносятся в ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости). С появлением 218-ФЗ поменялось многое.

Перестали выдавать свидетельства о регистрации прав (теперь они заменены выпиской из ЕГРН). Однако, следует помнить и иметь в виду, что документы старого образца на недвижимость, которые не выдаются сегодня (например, свидетельства о праве собственности, технические паспорта и пр.) не теряют своей юридической силы.

Более того, оригиналы и копии этих документов часто требуются для совершения различных сделок (договора купли-продажи, ипотеки и пр.).
Таким образом, база ЕГРН объединила в себе сведения ГКН и ЕГРП, то есть перекачала все данные воедино. В ЕГРН теперь содержится и кадастр недвижимости, и регистрация прав на нее, и реестровые дела, кадастровые карты, и книги учета документов.

Объекты недвижимости, которые фигурировали в старых базах и перешли в ЕГРН считаются ранее учтенными.

Как и где узнать статус земельного участка (объекта недвижимости)?

Если открыть публичную кадастровую карту (сайт: rosreestr.ru), то мы можем найти массу земельных участков или других объектов недвижимости с пометкой «ранее учтенный». Что означает статус участка ранее учтенный?

Что значит ранее учтенный земельный участок?

Как поясняет закон (ст.69, 218-ФЗ) ранее учтенными земельными участками и другими объектами недвижимости признаются:

  1. Объекты недвижимости, которые учтены в законном порядке государством (поставлены на технический или государственный учет) до 1 марта 2008 года;
  2. Объекты недвижимости, на которые зарегистрированы права в ЕГРН, и которым присвоен условный номер в порядка 122-ФЗ от 21.07.1997.
  3. Участки, права на которые возникли до 1997 года (до принятия 122-ФЗ) и кадастровый учет которых до сих пор не был осуществлен.

Статус участка ранее учтенный присваивается если ваш участок подпадает под один из вышеперечисленных критериев. А нужен ли кадастровый учет для ранее учтенных объектов недвижимости? Обратимся к действующему законодательству.

Нужно ли ставить на кадастровый учет ранее учтенный участок или дом?

Как разъясняет Министерство Минэкономразвития в письме от 10.09.2019 N Д23и-30808, постановка на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков происходит путем внесения сведений из ЕГРП и ГКН.

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона 218-ФЗ, сведения из ЕГРП и ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения собственниками и другими правообладателями.

Также необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, права на объекты недвижимости, возникшие до 1 марта 2008 года, признаются юридически действительными, даже если они не зарегистрированы в ЕГРН. Регистрация таких прав происходит по желанию собственника.

Однако, пункт 3 той же 69 статьи указывает на обязательную регистрацию таких прав в ЕГРН в случае их перехода (продажа, дарение, наследство и пр.) к другим лицам.

Исходя из разъяснений норм закона, кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости – процедура, не обязательная и прямо законом не предписанная.

Однако при продаже, наследовании, аренде и т.д. порой возникают спорные ситуации, так как данных в базе ЕГРН, в отношении ранее учтенного объекта недвижимости оказывается недостаточно. Также могут возникнуть споры по границам с соседями. Так как ранее, государственный кадастровый учет не предусматривал четких определений координат поворотных точек.

Особенности кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости

Итак, каждый вправе обратиться в Росреестр для осуществления кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, через МФЦ или госуслуги. Для этого требуется:

  • заполнить заявление (форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920)
  • предоставить документы (паспорт, документ, подтверждающий право на земельный участок и др.).

Срок выполнения кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости – 5 рабочих дней.
Услуга госпошлиной не облагается.

Тут следует обратить внимания на то, что прежде, чем пройти процедуру кадастрового учета ранее учтенного земельного участка, скорее всего вам надо будет обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана и определения границ участка (цену на данную услугу в вашем регионе можно узнать с помощью расчета в онлайн калькуляторе земельно-кадастровых работ). В противном случае кадастровый учет приостановят (ст. 26, 218-ФЗ) в связи с тем, что сведения о площади участка не уточнены или по иным причинам (в законе их более пятидесяти).
При продаже, мене, дарении ранее учтенного земельного участка необходимо зарегистрировать переход прав собственности. Для этого собственник обращается с заявлением о регистрации права по установленной форме, уплачивает госпошлину, предоставляет необходимые документы (список документов зависит от особенностей сделки) и ждет 7 рабочих дней. При этом основания для приостановки регистрации сделки также установлены 26 статьей 218 закона. «Пропустят» ли регистраторы переход прав к другому собственнику земельного участка – вопрос открытый, все зависит от данных об этом участке, содержащихся в ЕГРН.

Вывод

Несмотря на то, что четкого предписания о кадастровом учете ранее учтенных объектов недвижимости в законе не содержится, и все выданные ранее документы считаются юридически значимыми, по факту кадастровый учет необходим для того, чтобы не столкнуться с трудностями при оформлении документов в дальнейшем.

Что нужно сделать, чтобы поставить ранее учтенный земельный участок на кадастровый учет

Кто может подать заявление о постановке ранее учтенного земельного участка

Земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, не могут выступать полноценными объектами различных сделок по отчуждению: купли-продажи, мены, дарения, передаче по наследству. Несмотря на то что некоторые из земель могли быть учтены ранее, в соответствии с новыми правилами, они все равно должны быть поставлены на учет в ЕГРН.

В чем суть процедуры постановки на кадастр в отношении ранее учтенных наделов, вы узнаете из этой статьи.

Что такое ранее учтенный земельный участок?

Этим термином называют участок земли, права (владения, собственности, застройки или аренды) на который были зарегистрированы до 01.03.2008 года. При этом кадастровый учет в отношении такого участка произведен не был.

Самостоятельное определение ранее учтенного участка возникло с принятия Закона «О государственном кадастре недвижимости» 27 июля 2007 года.

Границы земельных наделов, учтенных «по-старому», не имеют четких параметров. На учет в кадастре по новым правилам они не поставлены, так как ГКН образовался лишь в 2007 году. Поэтому в Госкадастре содержатся только примерные данные по таким земельным объектам, взятые из каких-то старых записей, архивов.

С появлением ГКН госорганы осуществляют постепенную постановку на учет всех имеющихся участков. Но что делать, если гражданину-собственнику нужно срочно продать свой ранее учтенный участок? Ведь до тех пор, пока он не будет поставлен на кадастровый учет, сделка по поводу этого надела просто не состоится.

В таком случае собственнику надо знать, как поставить на учет ранее учтенную землю. Именно об этом читайте далее подробно.

Постановка на учет: порядок действий

Для начала не помешает определиться с перечнем документов, которое нужно будет подать в регистрирующий орган – Росреестр. Именно он уполномочен совершать различные регистрационные действия с недвижимостью, будь то регистрация права собственности или постановка на кадастровый учет земельного надела.

Без этих документов заявление о постановке на учет у заинтересованного лица не примут:

  • для физлица – паспорт гражданина РФ;
  • для юрлица – учредительные документы (Устав, свидетельства ИНН и ОГРН, документ о назначении директора);
  • если собственник участка – несовершеннолетний, то согласие от органа опеки и попечительства на проведение учета;
  • если документы подает или подписывает представитель, то нотариальная доверенность на него.

Далее, заявителю нужно подготовить следующие бумаги:

  • заявление, заполненное по установленному образцу;
  • свидетельства о праве собственности на участок или другой правоустанавливающий документ (договор дарения, купли-продажи, мены, свидетельство о наследстве и др.);
  • межевого плана (с подписанным актом согласования границ) – добровольное право заявителя в его представлении;
  • документа разрешения земельного спора, если таковой возник при согласовании границ;
  • чек в подтверждение оплаты госпошлины.

Все вышеперечисленные документы, кроме самого заявления, подаются в нотариально заверенных копиях.

Порядок рассмотрения, сроки и стоимость

  1. Сначала нужно прийти в отделение Росреестра, обратиться к специалисту и подать вышеназванные документы.
  2. После подачи, если весь пакет был предоставлен заявителем, специалист выдает расписку о том, что документы приняты. В ней также указана дата, когда лицу нужно подойти за результатом рассмотрения.

    Одновременно с этим, межевому плану присваивается идентификационный номер.

  3. Во время рассмотрения заявления, Росреестр запрашивает в других госорганах копии документа о категории земель и разрешения на использование надела. На данное действие отводится 5 рабочих дней.

  4. В результате рассмотрения заявления принимается решение о постановке на учет ранее учтенной земли.

После прохождения всей процедуры на руки лицу, подавшему заявление, выдается кадастровый паспорт земельного участка – доказательство факта постановки на учет в ЕГРН.

Для того чтобы Росреестр выдал этот документ, гражданин или юрлицо должны предъявить специалисту паспорт (или доверенность/документ на директора) и расписку.

Общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о постановке на учет составляет 10 рабочих дней.

За что нужно будет заплатить владельцу ранее учтенного участка?

  • Госпошлина за постановку на учет в кадастре для юрлиц – 600 руб. и выдачу паспорта в бумажном виде и 300 руб. – в электронном;
  • Госпошлина за те же действия для физлиц – 200 руб. и 50 руб. соответственно.
  • Оплата кадастровых работ + оформление кадастрового плана: ее размер зависит от площади участка, его местонахождения и региона, где проводятся такие работы. В среднем подобные услуги стоят от 15 тысяч рублей и более, а оказывают их частные геодезические компании.

Особенности

  1. Если земельный надел был ранее учтен, то при постановке его на кадастровый учет нет острой необходимости в проведении кадастровых работ, с целью уточнить его границы. Достаточно приложить имеющийся старый кадастровый план, даже с неуточненными границами, а кадастровые работы по уточнению провести позже.

  2. Росреестр может отказать заявителю в постановке на кадастровый учет земельного объекта, который был ранее уже учтен, по следующим основаниям: в Госкадастре специалисты не нашли никакой информации о месторасположении испрашиваемого участка; нет сведений о характерных точках, обозначающих его границы; пределы участка, который учтен позднее, пересекаются с границами надела, который заявитель хочет поставить на учет в данный момент.
  3. Если гражданин захочет снять ранее не учтенный надел с кадастрового учета, он сможет это сделать только через суд, потому что законодательные правила снятия с учета такой группы земель нигде не закреплены.

Процедура внесения новых сведений в ЕГРН в отношении уже учтенных отрезков земли очень схожа с той, что проводится применительно к участкам, которые еще не были на учете. Тем не менее стоит учитывать свои особенности и трудности, а также знать, к каким ситуациям может привести отсутствие вовремя занесенных сведений по земельному объекту в официальный реестр.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

+7 (812) 245-61-57

Санкт-Петербург

Как поставить на учёт в Кадастре ранее учтенный земельный участок

Кто может подать заявление о постановке ранее учтенного земельного участка

Что значит статус «ранее учтенный земельный участок»? Это понятие не всегда существовало в юридической практике. Государственный учёт земли и её владельцев производится давно, но с течением времени порядок изменялся.

24 июля 2007 года был принят Федеральный Закон №221- ФЗ «О Кадастровой деятельности», установивший новый алгоритм внесения данных.

С 1 января 2017 года некоторые положения закона были уточнены, а кадастровый учёт объектов недвижимости стал осуществляться в рамках закона — это ФЗ№ 218 от 25 июля 2017 года «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно законодательству участки бывают следующих видов:

  • поставленные на учёт;
  • ранее учтённые;
  • перешедшие в архив;
  • временные;
  • аннулированные.

Ранее учтённым считается участок, сведения о котором содержались в государственных органах до 24 июля 2007 года, или собственник (застройщик) которого вступил в свои права с 1 марта 2008 года, но участок не был зарегистрирован в Кадастре.

СПРАВКА! Создание Государственного Кадастра недвижимости привело к необходимости дублирования уже имеющихся сведений об объектах недвижимости в государственной базе. Отсутствие данных о конкретной единице земли приводит к проблемам с оформлением документов, например, кадастрового паспорта.

Для внесения сведений в ГКН собственник земли самостоятельно обращается в Кадастровую службу. Другой порядок законом не предусмотрен. При обращении с собой необходим пакет документов, являющихся основанием для записи в ГосКадастр.

Процедура уточнения границ участка, если они не определены

Как уточнить границы? Процедура межевания необходима для обозначения конкретных параметров участка земли на местности. В ранее указанных сведениях не содержалось результатов уточнения границ, в расположении указывался адрес и общая площадь.

Границы должны быть указаны для постановки на учёт в органах Кадастра и получения основных документов на собственность. Межевание проходит в несколько этапов:

  • подготовительный, в ходе которого инженер изучает имеющуюся документацию на земельную площадь;
  • основной — непосредственное определение границ и поворотных точек группой геодезистов, при котором участвует кадастровый инженер, владелец участка и соседи;
  • отчётный — проверка сведений и подготовка плана по полученным замерам.

СПРАВКА! Процедура проходит в обычном порядке, если границы не являются предметом судебного спора, не были выявлены ошибки в данных или не обнаружено наложение границ.

О том, что вы хотите зарегистрировать границы, соседи информируются заранее. Факт получения уведомления подтверждается подписью. Если выявлено наложение границ, процесс оформления может затянуться и потребовать достижения компромисса.

Заявление о постановке на учет

Заявление о внесении сведений заполняется непосредственно владельцем участка и обязательно содержит пункты:

  • ФИО заявителя;
  • наименование документа, удостоверяющего личность;
  • серия и номер паспорта, кем и когда был выдан документ;
  • данные свидетельства о праве собственности на землю, праве пожизненно наследуемого владения или бессрочного пользования с датой вступления его в силу, выписка из похозяйственной книги или другой документ, подтверждающий права собственника;
  • адрес и телефон обратившегося лица;
  • способ получения кадастрового паспорта: в территориальном органе учёта, почтовым отправлением;
  • подпись заявителя.

ВНИМАНИЕ! Также указывается количество экземпляров кадастрового паспорта. В начале заявления прописана строка «Прошу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке в соответствии с прилагаемыми документами».

К заявлению прилагаются документы:

  • свидетельство, подтверждающее права владельца на земельную площадь (договор дарения, купли-продажи, подтверждение права наследования и т.д.);
  • план, полученный в результате межевания;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • документ, подтверждающий личность заявителя;
  • нотариально заверенная доверенность, если заявление подает не собственник;

Заявление и копии бумаг передаются в отделение Кадастра, территориально относящееся к участку. Если в орган учёта обращается юридическое лицо, перечень бумаг дополняется учредительными документами. После передачи пакета бумаг уполномоченному специалисту, заявитель получает расписку с датой и подписью сотрудника.

Сумма государственной пошлины для физического лица — 200 руб., для юридического — 600 руб. при получении документа в бумажном формате. В электронной форме паспорт стоит дешевле, физическое лицо заплатит 150 руб., юридическое — 300 руб. С момента обращения до выдачи готового документа проходит 7–10 дней.

Не всегда требуется поставить на учёт землю, порой нужно произвести обратную процедуру.  Снятие с учёта ранее учтенного участка земли имеет место, когда происходит изменение границ надела или его разделение между собственниками.

В большинстве случаев приходится прибегать к помощи суда, поскольку с законодательной точки зрения установленного порядка решения подобных вопросов нет. Обойтись без судебного органа можно в нескольких случаях.

  • Планируется провести раздел между лицами, обладающими свидетельствами о правах собственности на этот надел. Необходимо только произвести фактическое разделение.
  • Ранее указанная информация о собственности была временной.
  • Данные о земле содержались в органах учёта, но регистрация прав не была осуществлена в течение 2 лет.

При этом понадобится заявление в установленной форме, в котором указана просьба собственника снять его недвижимость с регистрационного учёта, и документ, подтверждающий права владельца.

СПРАВКА! Обращение можно оформить лично или в электронном виде. Если решение государственного органа не является положительным, стоит обратиться в суд.

Владелец земельной площади получит отказ если:

  • недвижимость не состоит на учёте в Земельном Кадастре;
  • комплект документов не отвечает требованиям уполномоченного органа;
  • на исправление документов отводилось 3 месяца, но результаты не были предъявлены;

Отказ оформляется в письменной форме и передаётся владельцу, который далее защищает свои интересы в суде.

На практике возможны разные ситуации и иные варианты их решения. Например, гражданин является законным владельцем дома, но документ, подтверждающий его права на землю, был утерян.

В органах Кадастра собственник получил отказ в дубликате бумаги, подтверждающий его полные права, поскольку специалисты утверждали, что никаких сведений нет, и ранее участок не был учтен.

В процессе разбирательства Кадастр была признана кадастровая ошибка, проведено ее исправление, и информация о земле была удалена из базы Государственного Реестра.

Судебная практика

При обращении в суд собственник также должен составить заявление, которое содержит обязательные пункты.

  1. Наименование инстанции, которой направляется заявление.
  2. Сведения о заявителе.
  3. Подробно описание сложившейся ситуации, ранее предпринятых действий и других нюансов.
  4. Требование о снятии с учёта ранее учтенного участка.

К заявлению прикладываются документы, подтверждающие собственность  лица, бумаги с информацией об участке и письменный отказ в снятии с учёта, полученный от кадастрового органа.

Также потребуется квитанция о выплате государственной пошлины. В течение месяца уполномоченный орган изучает обстоятельства и документы.

При отсутствии вопросов, выносится положительное решение, которое направляется в государственный орган для дальнейшего исполнения.

Актуальная информация о статусе раннее возникшего права:

Вам будет интересно

Рекомендуем прочитать:

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка?
О земельных спорах
Согласование границ земельного участка

Основания и порядок постановки земельного участка на кадастровый учет. Нюансы процедуры

Кто может подать заявление о постановке ранее учтенного земельного участка

Каждый земельный участок уникален не только для своих владельцев, но и для государства.

Поэтому любая такая недвижимость должна быть описана и внесена в государственный реестр, путём постановки на кадастровый учёт.

Данная регистрация позволит не только осуществлять с ЗУ различные действия, но и будет считаться оформленной полностью на законных основаниях, которые позволят избежать в будущем проблемы и разбирательства.

Справка. Постановка ЗУ на кадастровый учёт — комплекс процедур, которые проводятся уполномоченным органом. Он может заключаться в постановке, прекращении или изменении данных об участке, отражающиеся в информационной базе кадастра недвижимости.

То есть, постановка ЗУ на учёт подразумевает внесение в кадастр информации об участке. Без данной процедуры невозможно продать, обменять или сдать такую недвижимость в аренду, она делает её владельца не только полноправным собственником, но и позволяет ему распоряжаться участком по своей воле.

Обязательные правила по рассматриваемому учёту для ЗУ в соответствии с законодательством действуют с 1 января 2018 года.

Постановка участка на кадастровый учёт регулируется ФЗ №218, содержащий все документы, на основании которых осуществляется процесс регистрации, в каких случаях и на каких условиях.

Если участок находился в собственности ещё до принятия закона и на сегодняшний день не состоит на кадастровом учёте, то это не лишает владельца прав собственности и её никто не сможет оспорить, но при продаже или прочих действиях с ЗУ, придётся осуществить регистрацию в обязательном порядке.

Кто и на каком основании проводит процедуру регистрации?

Поставить ЗУ на кадастровый учёт имеют право следующие категории лиц:

  • Собственник участка.
  • Арендатор, при сроке аренды более 5 лет.
  • Субъект бессрочного пользования ЗУ.
  • Носитель права пожизненного наследуемого владения.
  • Лицо, действующее от имени всех вышеуказанных лиц, действующее по доверенности, заверенной нотариусом.

Кроме этого, бывают моменты, когда за регистрацией обращается гражданин, случай которого не подходит для простой регистрации:

  • К примеру, участок перешёл по наследству, а без государственной регистрации, стать его полноправным собственником невозможно, поэтому на кадастровый учёт недвижимость ставит сам наследник.
  • Либо ситуация, когда гражданин хочет купить ЗУ, который принадлежит государству или муниципалитету.

Внимание. Покупатель делает запрос в муниципалитет, который согласовывает ему постановку участка на учёт, а после производится непосредственно сам выкуп.

Основаниями для постановки на учёт являются следующие документы:

  • Акты, устанавливающие переход, возникновение, прекращение или ограничение права объекта. Выдаются органами государственной власти или местного самоуправления, имеющие на это соответствующие компетенции.
  • Свидетельства о праве на наследство.
  • Договор и другие соглашения, которые были заключены при совершении сделки.
  • Судебные акты (только вступившие в законную силу).
  • Свидетельства о праве на ЗУ, которые выдали уполномоченные государственные органы.
  • Межевой план или акт обследования, составленные согласно законодательству.
  • Карта-план ЗУ, подготовленная в результате выполнения кадастровых работ.
  • Прочие документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, ограничение прав и т.д. на ЗУ.

Подготовить межевой и геодезический план

Для оформления данных документов необходимо обратиться в кадастровую или геодезическую компанию, которые имеют лицензию на проведение таких работ.

Составить заявление по готовой форме, а также предоставить Паспорт РФ, правоустанавливающий документ на ЗУ (например, выписка ЕГРН или договор купли-продажи) и документ с планом участка.

Готовые планы выдают обязательно на бумаге и в электронном формате, кроме этого, будущий собственник получит акт согласования границ с соседями и акт выполненных работ.

Оформление заявления

Заявление составляется по образцу, которое предоставляется в Кадастровой палате. Если при оформлении возникают проблемы, сотрудники оказывают необходимую помощь или консультацию. Данный документ должен подготовить каждый совершеннолетний владелец.

Сбор документов

Перечень документов в каждом конкретном случае может различаться, но в основном он состоит из:

  • Заявление.
  • Паспорт РФ (если заявитель физическое лицо).
  • Протокол о назначении директора и прочие учредительные документы (если заявитель юридическое лицо).
  • Доверенность (если на учёт ставит представитель).
  • Межевой и геодезический планы.
  • Документ, подтверждающий право пользования ЗУ (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о переходе в наследство и т.д.).
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

Где ставят: способы подачи документов?

Чаще всего постановка на кадастровый учёт участка производится в Росреестре.

Заявитель лично приходит с подготовленным пакетом документов и передаёт их сотруднику организации, который в свою очередь проверяет правильность заполнения и принимает их на обработку.

Такой способ пользуется популярностью, так как при обнаружении в документах или заявлении каких-либо недочётов их можно исправить на месте.

Внимание. Документы можно подать не выходя из дома, воспользовавшись бесплатным сервисом на официальном сайте Росреестра либо отправив их по почте (но в таком случае обязательно нужно запросить уведомление о получении, а также вложить перечень отправленной документации).

Можно ли обратиться в МФЦ?

Заказать услугу постановки на кадастровый учёт участка можно и через МФЦ, порядок действий будет аналогичный. Но здесь важно учесть, что, несмотря на более быстрое принятие документов и отсутствие живой очереди (приём осуществляется по предварительной записи), процедура регистрации может занять более длительный срок — обычно это на 5-10 дней дольше.

Госпошлина

При постановке ЗУ на учёт необходимо обязательно оплатить государственную пошлину, размер которой для физических лиц составляет 200 рублей, а для юридических — 600.

Срок внесения в государственный реестр

Процесс постановки не занимает более 21 дня (через МФЦ срок может быть увеличен на 2-5 дней), при условии, что все документы были поданы правильно, и в них не было обнаружено ошибок, в таком случае в кадастр вносятся данные участка и ему присваивается кадастровый номер.

Внимание. При возникновении проблем, процедура может затянуться до 3-6 месяцев, в зависимости от ситуации.

Получение паспорта

Заявителю будет назначена дата, в которую он должен подойти в МФЦ или кадастровую палату (в зависимости от места подачи заявления с документами) для получения паспорта.

Причины отказа

В некоторых случаях в постановке участка на кадастровый учет могут отказать, причины этому следующие:

  • За услугой обратилось ненадлежащее лицо.
  • При обращении не были предоставлены все необходимые документы, либо в каком-то документе были обнаружены ошибки.
  • Согласно законодательству, земля не может быть зарегистрирована, если не соответствует размерам; используется для государственных нужд, относится к лесным фондам и т.д..
  • Территория получена путем соединения нескольких участков, но такое образование запрещено законом (например, когда каждый ЗУ имеет разное назначение).
  • Если на недвижимость наложен арест или она находится в залоге.
  • К участку нет доступа, то есть отсутствует сервитут.
  • Через ЗУ проходит граница территории населенного пункта.

Иногда кадастровый орган может приостановить учет и чаще всего это случается из-за обнаружения в документации на недвижимость несоответствий или неточностей. В таком случае выносится письменное заключение о приостановке и гражданину дается время (до трех месяцев) для устранения всех недочетов.

Регистрация ЗУ в УФРС

После проделанной работы, участок остается только зарегистрировать в УФРС, и если этого не произойдет в течение двух лет, то такая земля будет исключена из реестра, и все действия придется повторять заново.

Для этого необходимо обратиться в регистрационную палату, заполнить заявление по установленному образцу и приложить к нему паспорт собственника ЗУ, межевой план, подтверждение собственности, квитанцию оплаченной госпошлины (200 рублей) и сдать регистратору на проверку.

Регистратор, в свою очередь, проверяет корректность всех документов и назначает день, в который процедура будет завершена, то есть заявителю нужно будет подойти с паспортом, забрать поданные документы и уведомление о регистрации права.

Внимание. Чаще всего регистрация занимает не более 14 дней, в некоторых случаях случаются задержки.

Можно ли встать без межевания?

Процедура межевания при постановке на кадастровый учет земельного участка была необязательной до 2008 года, теперь же, без межевального плана такая регистрация считается неполноценной и невозможной.

Владельцы, которые приобрели участок до 2008 года без межевания, могут спокойно продолжать им пользоваться, но с данной недвижимостью запрещено проводить следующие действия:

  • Возведение новых построек или реконструкция имеющихся.
  • Продажа, сдача в аренду и дарение ЗУ.
  • Проложить коммуникации.
  • Деление территории участка с соседями при судебном разбирательстве.

Как поставить ранее учтенные земли?

особенность таких ЗУ — приблизительно установленные границы, так как на момент регистрации, процедура межевания не являлась обязательной, поэтому отсутствуют точные координаты поворотных точек границ территории.

Постановка на кадастровый учет ранее учтенного участка состоит из нескольких этапов:

  • Подготовка необходимой документации, перечень которой обычно состоит из заявления по установленному образцу Росреестра, паспорта заявителя, свидетельства о праве собственности, межевого плана и квитанции, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  • Подготовленный пакет нужно подать в Росреестр (расположенный в том же районе, где находится ЗУ).
  • Специалист организации принимает документы и выдает соответствующую квитанцию.
  • В течение 5-10 дней, заявителю поступит уведомление о готовности кадастрового паспорта, который необходимо подойти получить.

По дачной амнистии

Чтобы поставить участок на кадастровый учет по дачной амнистии или по так называемой упрощенной схеме, можно обратиться в МФЦ или УФРС, что не займет много времени, если на ЗУ имеются все документы:

  • Заявление.
  • Паспорта всех владельцев.
  • Квитанцию уплаченной госпошлины (350 рублей).
  • Межевальный план.
  • Справки, подтверждающие право владения участком.
  • Кадастровый план, полученный до 2008 года.

Далее происходит стандартная процедура: заявитель сдает документы сотруднику уполномоченной организации, тот принимает их и выдает расписку о получении.

Внимание. Весь процесс занимает не более 30 дней, после которых владельцу с паспортом необходимо подойти, чтобы получить письменное уведомление о регистрации и сданные ранее документы.

Даже если ЗУ был приобретен ранее 2008 года, и на него нет каких-либо документов, законодательством рекомендуется оформить регистрацию в установленном порядке. Безусловно, на сегодняшний день, на такой участок не возлагаются никакие штрафы и аресты, но ведь никто не знает, какие законы могут вступить в силу и какие суммы могут потребоваться потом для проведения всех обязательных процедур.

Ранее учтенный земельный участок – что это и как оформляется

Кто может подать заявление о постановке ранее учтенного земельного участка

Земли, поставленные на учет до марта 2008 года, считаются ранее учтенными. Что означает этот статус и как нужно действовать в отношении таких участков подробно установлено законодательно. Читайте в статье, что это такое, какие земельные наделы признаются ранее учтенными и можно ли их продавать.

Ранее учтенный земельный участок – что это

Сведения о ранее учтенных наделах сохранены в едином реестре с указанием следующей информации:

  • кадастровый номер;
  • дата внесения сведений в кадастр;
  • адрес расположения участка;
  • категория земель, к которой относится надел;
  • вид разрешенного использования (ИЖС, садоводство, ЛПХ и т.п.);
  • площадь;
  • стоимость за один кв. м.;
  • общая кадастровая стоимость;
  • данные о владельце.

Если процедура межевания не проводилась, участок не будет иметь обозначенных границ. Чтобы четко определить границы потребуется проведение комплексных кадастровых работ. Ранее учтенными будут считаться только те наделы, в отношении которых проводились мероприятия по межеванию в период действия ФЗ «О государственном земельном кадастре» 2000 года.

Раннее учтенные земельные участки могут создавать владельцам проблемы. Однако есть и положительные стороны. К примеру, собственнику не придется повторно проходить весь комплекс процедур для постановки земли на учет. Это в значительной степени экономит время и деньги. Достаточно только проведения межевых работ.

Однако есть и существенный минус. Сведения, содержащиеся в кадастровых реестрах, могут быть недостоверными. Дело тут не в халатности, как может показаться на первый взгляд. Необходимость корректировки данных вызвана изменениями информации об участке в действительности. Если прослеживаются изменения в качествах и свойствах надела, то потребуется проводить все кадастровые работы в комплексе.

Уточнение границ

Действующее законодательство предусматривает необходимость межевания, то есть установления точных границ земельных участков. Это необходимо для полноценности и корректности сведений, вносимых в реестр. Соответственно, земли, границы которых не установлены, обязательно подвергаются этой процедуре.

Зачем это нужно? Дело в том, что, если границы не установлены, то есть риск незаконного захвата территории и пользования участка лицом, не имеющим на это права. Кроме того, некорректное определение границ влечет за собой неверный расчет земельного налога и других выплат.

Межевание проводится кадастровыми инженерами. Они выезжают на место и определяют точные границы участка. При этом обязательно учитываются смежные наделы и их параметры. По итогам проведения работ подготавливается межевой план и акт о совместимости и согласованности координат с соседними земельными участками, а данные вносятся в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Процедуру можно начать, обратившись в Росреестр или МФЦ. Для этого потребуется подготовить документы, подтверждающие право на владение земельным участком.

Несмотря на то, что наличие раннее учтенного участка предполагает присутствие сведений о нем в реестре, такое бывает не всегда. Когда сведений нет, требуется повторная проверка и уточнение границ территории.

Законодательством установлены случаи, при которых не обойтись без межевания для установления границ:

  1. Полное отсутствие информации о земельном наделе в каких-либо реестрах.
  2. Низкая точность существующих сведений об участке в соответствии с принятыми нормативами.

В некоторых случаях допускается проведение упрощенной процедуры. Это возможно, если площадь земли не была скорректирована с течением времени. Если какие-либо изменения есть, не обойтись без межевания и согласования результатов с соседями.

Возможные сложности

В постановке на учет и корректировке данных может быть отказано. Вынесенный отказ всегда обосновывается. К такой ситуации могут привести ошибки, допущенные заявителем при обращении, а также отсутствие необходимых документов.

Помимо этого, проблемы часто возникают в случаях, когда границы смежных земельных участков пересекаются между собой. Еще сложнее решить вопрос, если ни один из наделов не был внесен реестр ранее.

Если при этом земельный участок пересекает границу надела, принадлежащего муниципалитету, то подобная земля может стать непригодной для проведения межевания и других работ для постановки на учет. В этом случае придется решать вопрос с соответствующим отделом местной администрации.

Можно ли продать ранее учтенную землю

Если земельный участок стоит на учете в Росреестре, то собственник вправе полноценно распоряжаться его юридической судьбой. Это означает, что он может продавать надел, дарить его, передавать в залог, завещать и т.д. Никаких ограничений на совершение гражданско-правовых сделок в этом случае нет.

Однако следует учесть, что в случае желания продать надел потребуется предоставить:

  • выписку из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт;
  • межевой план;
  • согласие второго супруга (если он есть, а земля является совместно нажитым имуществом в период брака) – документ требует нотариального заверения;
  • технический план участка из БТИ.

Перечисленные документы необходимы для заключения договора купли-продажи или оформления любой другой сделки. Возможно, потребуется юридическая помощь. Больше всего правовых трудностей возникает с земельными участками, которые были получены в собственность до 1997 года.

Сделка совершается в несколько этапов:

  1. Составление предварительного договора. Он ни к чему не обязывает стороны, а лишь подтверждает их намерение заключить договор купли-продажи в будущем. В качестве обеспечения и гаранта выступает задаток.
  2. Передача задатка. Это оформляется с помощью договора задатка и распиской. Если продавец нарушит условия договора, он будет обязан выплатить покупателю задаток в двойном размере. Размер задатка обычно не превышает 10 % от стоимости участка.
  3. Оформление договора купли-продажи в трех экземплярах.
  4. Регистрация перехода права собственности на земельный участок в Росреестре.

После завершения процедуры государственной регистрации участок переходит в собственность покупателя. Госрегистрация облагается пошлиной, которую потребуется выплатить покупателю.

После того, как покупатель станет полноправным собственником, у него возникает обязанность по уплате земельного налога. В свою очередь, продавец обязуется заплатить подоходный налог с суммы, вырученной за надел.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, что такое ранее учтенный земельный участок. На практике в отношении таких наделов требуется проводить процедуру межевания и вносить изменения в ЕГРН. Если вы не знаете, как решить вашу проблему, опишите ее специалисту по земельно-имущественным отношениям в специальном окне. Юрист подскажет, как действовать дальше, куда обратиться и какие документы для этого потребуются.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.