+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Лицензирование деятельности по хранению отходов

Как происходит лицензирование деятельности по хранению и накоплению отходов: алгоритм, сроки и стоимость получения лицензии

Лицензирование деятельности по хранению отходов

Хранение и накопление бытовых отходов является контролируемой государством деятельностью, которой нельзя заниматься без соответствующего разрешения.

Для его получения потребуется обзавестись специальными помещениями и оборудованием, подготовить ряд документов и обучить сотрудников.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что нужно иметь и какие документы нужно подготовить, чтобы оформить лицензию;
  • куда обращаться;
  • сколько это будет стоить и сколько займет времени процесс оформления.

Что представляет собой этот вид деятельности?

Опасными отходами признаются все вещества, обладающие свойствами или содержащие такие элементы, которые несут возможную опасность или наносят реальный вред природе и здоровью людей. Это 1-4 классы опасности.

Накопление отходов, в отличие от хранения, может вестись без лицензии. Оба вида деятельности предусматривают одни и те же действия, разница лишь в сроке складирования.

Накопление подразумевает, что субъект собирает и располагает у себя отходы сроком до 11 месяцев подряд. Как только данный период будет превышен, с точки зрения закона субъект начинает осуществлять хранение отходов.

Требования к местам, в которых предприятие будет временно накапливать отходы, установлены в СанПиН 2.1.7.1322-03.

Хранить их можно в:

  • производственных или вспомогательных помещениях;
  • резервуарах, баках и других наземных и заглубленных ёмкостях, оборудованных под хранение вредных веществ;
  • нестандартных складских сооружениях;
  • вагонах, цистернах, платформах и иных передвижных средствах.

Почему это требует лицензирования?

Нормативными актами, регламентирующими работу с производственными и потребительскими отходами, являются:

  • ФЗ №99;
  • ПП РФ №255;
  • ФЗ №89;
  • Приказ Минприроды №541.

Деятельность по хранению производственных и потребительских отходов нуждается в лицензировании, чтобы не допустить нанесения вреда здоровью людей и окружающей среды. Субъект обязан снизить неблагоприятное воздействие опасных веществ, предупредить их возможное рассеивание и пагубное влияние.

Предприятие, деятельность которого касается обработки отходов, должно обладать подходящими техническими условиями, ресурсами и персоналом. Без этого получить разрешение нельзя.

Любой субъект должен получить лицензию, если его деятельность завязана на работе с отходами, которая может осуществляться как со сторонним, так и с собственным мусором.

Отходы делятся на разные классы в зависимости от уровня опасности:

КлассУровень опасности
IЧрезвычайный
IIВысокий
IIIУмеренный
IVМалый

Чтобы соотнести отход к соответствующему классу опасности, нужно заглянуть в Федеральный классификационный каталог отходов.

Запрашивать лицензию нужно в территориальных отделениях Росприроднадзора. Там занимаются приёмом заявок и требуемых бумаг.

Необходимо получить отдельное разрешение на каждый вид деятельности, осуществляемой с отходами.

Вид деятельностиЧто даёт лицензия?
СборОсуществлять приём отходов для дальнейшего использования, обезвреживания, перевозки и размещения.
ТранспортировкаПеремещать отходы на т/с, забирая их из пределов территории юр. лиц и ИП.
РазмещениеЗаниматься хранением, накоплением и захоронением отходов, а также уборкой территории.
ОбезвреживаниеОсуществлять обработку отходов, в т.ч. их сжигание и обеззараживание с помощью специального оборудования для предотвращения вредного воздействия на здоровье людей и природу.
ОбработкаПроводить технологические операции, в результате которых происходит изменение состояния отходов для осуществления дальнейшей работы с ними.
УтилизацияПрименять отходы на этапах их технологического цикла, а также повторно использовать или перерабатывать.

Исключением из правила является накопление отходов. Эта деятельность не требует лицензирования.

Формально существует и 5-й класс, который включает неопасные отходы. Осуществлять с ними все вышеперечисленные действия также допускается без лицензии.

Требования к лицензиатам

У субъектов, желающих получить разрешение на данную работу, должны иметься:

  • недвижимые объекты, транспортные средства и оборудование, которые необходимы для занятия заявленной деятельностью;
  • сертифицированные сотрудники, получившие разрешение на право работы с отходами;
  • справки о проведении анализа состояния и уровня загрязнения окружающей среды (на участке самого объекта и прилегающих к нему территорий);
  • системы производственного контроля, касающиеся обращения с отходами;
  • уполномоченные лица, отвечающие за предоставление допуска персоналу к работе с отходами.

Пакет документов

Претендент должен предоставить письменное заявление, а также копии:

  • списка работ, которые планируется выполнять с отходами (к каждой заявленной деятельности указывают наименование, класс опасности и код отхода из классификатора);
  • свидетельств о владении оборудованием и установками, с помощью которых будет вестись работа;
  • сертификатов на имя работодателя и всех работников, подтверждающих их право на обработку отходов;
  • правоустанавливающих документов на каждое здание и сооружение, необходимые для ведения заявленных работ;
  • документа, отражающего разработанную на предприятии систему контроля за обращением с отходами;
  • договора о подключении к линиям водо-, энерго-, теплоснабжения;
  • заключения санэпидемслужбы, подтверждающего, что здания и оборудование соответствуют условиям для выполнения запланированных работ;
  • документа, свидетельствующего о наличии в штате лица, отвечающего за допуск сотрудников к работе с отходами;
  • квитанции об оплате госпошлины;
  • заключения экологической экспертизы, по итогам которой одобрили проектную документацию объектов, где будут размещаться и обезвреживаться отходы.

Санитарно-эпидемиологические заключения должны подтверждать, что уровень выбросов загрязняющих веществ соответствует норме.

Кроме того, необходимо приложить нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица. Также составляется опись всех приложенных бумаг. Нужно подготовить и список отходов, с которыми предстоит работать.

Формально разработка разрешения и его согласование совокупно занимает от 45 дней. Подготовка заключения от санитарно-эпидемиологической службы затянется ещё на 60 дней.

На практике же подготовка лицензии на хранение отходов в целом занимает от 5 месяцев. Процедура оформления разрешения занимает несколько этапов. Лицензиату необходимо подготовить ряд документов, далее подав их на рассмотрение в контролирующие органы (согласно Приказу Минприроды №541 ).

Сначала необходимо получить заключение на все здания и сооружения (в т.ч. и объекты, где размещаются отходы) от санитарно-эпидемиологической службы. Оно должно подтвердить, что все соответствует установленным законом требованиям и позволяет осуществлять заявленные работы.

Далее порядок действий таков:

  1. Подготавливаются паспорта на каждый вид отходов.
  2. Затем организация разрабатывает порядок производственного контроля по обращению с отходами.
  3. Все сотрудники, которые будут заниматься работой с отходами, должны получить необходимую квалификацию, пройдя профессиональную подготовку (ст.15 ФЗ №89). Их нельзя допускать к работе, пока квалификация не будет подтверждена соответствующими сертификатами.
  4. При необходимости проводятся общественные слушания.
  5. Подготавливается проект оценки воздействия на окружающую среду. Если потребуется, то проводится экологическая экспертиза.
  6. Собирается пакет свидетельств, необходимый для получения разрешения. Все бумаги подаются в Росприроднадзор.
  7. При одобрении прошения заявитель получает свидетельство о выдаче лицензии. Сведения о субъекте заносятся в реестр.

Можно обратиться за помощью в специализированные компании, занимающиеся оформлением разрешительных документов. Цены на услуги устанавливаются индивидуально.

За саму лицензию придётся выложить от 250 000 рублей, ещё от 150 000 рублей предстоит потратить на получение санитарно-эпидемиологического заключения.

Если решено оформлять лицензию самостоятельно, потребуется оплатить:

  • госпошлину – 7 500 рублей (подп. 92 п.1 ст. 333 НК);
  • паспорт на каждый отход – 2 500 рублей;
  • разрешение на каждый заявленный вид деятельности.

Обучение специалистов для получения сертификатов также осуществляется платно. В среднем на подготовку каждого сотрудника придётся отдать от 3 500 рублей.

Наказание за отсутствие разрешающего документа

Если субъект поймают за отсутствие разрешение, его обяжут оплатить штрафы согласно статье 8.2 КоАП.

Размер штрафов следующий:

  • 1 000–2 000 рублей – для физлиц;
  • 10 000–30 000 рублей – для должностных лиц;
  • 30 000–50 000 рублей – для ИП;
  • 100 000–250 000 рублей – для юридических лиц.

Если нарушителем является предприниматель или компания, то контролирующий орган может запретить деятельность на срок до 3 месяцев.

Реже субъектов привлекают к уголовной ответственности, которая предусматривает наказание в виде:

  • штрафа до 300 000 рублей либо же изъятие з/п или другого заработка, полученного за последние 2 года;
  • привлечение к обязательным работам длительностью до 480 часов;
  • арест продолжительностью до полугода.

Ещё серьезнее последствия для нарушителей, если его действия привели к нанесению реального ущерба.

За угрозу здоровью либо природе согласно статье 247 ГОАП применяется одно из наказаний:

  • налагается штраф до 200 000 рублей;
  • изымается з/п или другой заработок за последние 18 месяцев;
  • лишают свободы сроком до 2 лет;
  • привлекают к принудительным работам на 2 года.

Если нарушения привели к загрязнению среды или массовой гибели животных, то виновник:

  • выплачивает штраф от 100 000 до 300 000 рублей либо же перечисляет зарплату за 1-2 года;
  • лишается свободы на срок до 5 лет;
  • выполняет принудительные работы следующие 5 лет.

Если те же действия с опасными биологическими или медицинскими отходами вылились в массовые заболевания или смерти людей, нарушителя сажают в тюрьму на срок до 8 лет.

Срок действия

Разрешение действует бессрочно. Форма документа, свидетельствующего о наличии лицензии, представлена в Приказе Ростехнадзора №640.

Но после оформления его могут аннулировать за нарушение закона. Контролирующий орган будет регулярно проверять лицензиата, инициируя плановые и внеплановые выезды.

Прибыв на место, проверяющая сторона должна предъявить:

  • выписку из реестра лицензий, в которой указана проверяемая компания;
  • копию одобренного заключения экологической экспертизы материалов, которая была выдана лицензиату при оформлении разрешения.

Заключение

Итак, лицензию предстоит получить всем, кто решит вести деятельность, связанную с хранением отходов. Подготовка разрешения займёт не только длительный период, но и будет стоить желающему весьма крупную сумму, которую придется выложить за оформление всех документов.

В этой статье мы рассказали:

  • нужна ли лицензия на накопление отходов, и чем такая деятельность отличается от их хранения;
  • какие документы нужно собрать и оформить, чтобы подать заявку на оформление разрешающего документа;
  • куда нужно обращаться;
  • сколько это будет стоить, если получать лицензию самостоятельно или с помощью специальных компаний;
  • какая ответственность согласно законодательству грозит тем, кто занимается отходами без соответствующего разрешения.

Лицензия на обращение с отходами

Лицензирование деятельности по хранению отходов

Лицензия на отходы необходима, чтобы владеть, пользоваться или распоряжаться отходами 1-4 класса опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»). 

Последние изменения 2017 года в законе вновь вернули обширный список видов деятельности, подлежащих лицензированию: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.

Штрафы для юридических лиц за несоблюдение закона –  100 000 – 250 000 рублей.

Лицензия нужна срочно? Узнайте, как можно продолжать работу предприятия на законных основаниях пока готовится лицензия на отходы.

Получить лицензию на обращение с отходами

Лицензия на отходы 1-4 класса опасности с июля 2015

С 1 июля 2015 вступил в силу закон №458-ФЗ о лицензировании, который обязывает юридические лица иметь лицензию на отходы по всем шести видам деятельности, прописанным для отходов 1-4 класса опасности. Если ранее лицензия требовалась только для обезвреживания и размещения отходов, то с 01.07.2015 лицензируемыми стали: сбор, транспортирование, обработка и утилизация.

Примечательно, что новый закон это возврат к нормам, действовавшим 2, 5 года назад, которые, в свою очередь, были упразднены в пользу упрощенных процедур для бизнеса. Нынешнее решение властей – шаг обратно к ужесточению контроля.

На какие виды деятельности вам нужна лицензия по отходам?

Если кратко, то на все виды деятельности с отходами. На одно предприятие выдается одна лицензия с перечнем всех или интересуемых действий с отходами.

Лицензия выдается и переоформляется на перечень конкретных видов отходов I – IV классов опасности согласно ФККО. Выдача и переоформление лицензии на группы отходов, содержащие в одиннадцатом знаке 11-значного кода ноль, недопустимо.

  1. Лицензия на сбор отходов. Сбор отходов – первый этап обращения отходов. Например, сбором является поступление отходов от арендаторов (юр. и физ. лиц) в бизнес-центре. При этом накопление (т.е. временное складирование до 6 месяцев) не лицензируется. Нужно лишь следовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  2. Лицензия на транспортировку отходов. Транспортировка отходов – перемещение отходов за границы участка земли, находящегося в собственности юр. лица или ИП или предоставленного ему на иных правах. Перемещение внутри земельного участка не является лицензируемой деятельностью.
  3. Лицензия на обработку отходов. Обработка отходов – любая подготовительная деятельность с отходами перед утилизацией: сортировка, разборка, очистка.
  4. Лицензия на утилизацию отходов. Утилизация отходов – использование отходов для производства продукции, выполнения работ/ услуг. Например, утилизация некоторых бумажных отходов подразумевает повторное изготовление из нее упаковки (рециклинг).
  5. Лицензия на обезвреживание отходов. Обезвреживание отходов – как правило, сжигание или обеззараживание отходов в целях уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Сжигание отходов в целях отопления к обезвреживанию не относится.
  6. Лицензия на размещение отходов. Размещение отходов – разделяют хранение и захоронение отходов. Хранение происходит на подготовленных местах сроком от 11 месяцев с целью последующей утилизации, обезвреживания или захоронения. Захоронение – финал «жизни» отходов в хранилищах, где они изолируются от окружающей среды.

Лицензия на транспортировку отходов

Лицензия на деятельность по транспортированию отходов – это самый распространенный вид лицензирования, так как он обязателен для перевозчиков отходов на территории Российской Федерации. Фактически, все кто собирает и вывозит опасные отходы 1-4 класса, нуждаются в лицензировании.

Что НЕ подлежит лицензированию с 1 июля 2015?

  • Деятельность по образованию и накоплению отходов 1-4 класса на территории меньше 11 месяцев
  • Вся деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности (наименее опасный для окружающей среды вид отходов)

Кто подлежит лицензированию по отходам 1-4 класса?

Вам нужна лицензия, если вы юридическое лицо или ИП, а также:

  • собираете отходы у сторонних организаций;
  • транспортируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • занимаетесь обработкой отходов (своих или сторонних организаций);
  • утилизируете отходы (свои или сторонних организаций);
  • обезвреживаете отходы (свои или сторонних организаций);
  • размещаете, то есть храните или захораниваете отходы.

Требования к лицензиату при получении лицензии даны в Постановлении Правительства РФ от 03.10.

2015 N 1062 “О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности” (вместе с “Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”).

Ответственность за отсутствие лицензии по отходам

КОАП России, статья 8.2, предусматривает следующие виды наказаний:

  • Физлица – штраф 1000 до 2000 рублей
  • Должностные лица – штраф от 10 000 до 30 000 рублей
  • ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток
  • Юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток

КОАП России, статья 247 о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами предусматривает:

  • Угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет
  • Те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных и пр. – штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1 до 2 лет, либо ограничение/лишение свободы до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет
  • Те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания – лишение свободы до 8 лет

Отсутствие лицензии при осуществлении деятельности – это, кроме того, незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).

Требования для оформления лицензии

Предприятия должны удовлетворять лицензионным требованиям:

  • Наличие помещений, специально оборудованных объектов для размещения отходов, знаков на транспортных средствах по вывозу отходов.
  • Наличие сертификатов в области работы с отходами 1-4 класса, подтверждающими профподготовку в данной области.
  • Производственный контроль соблюдения установленных процедур по обращению с отходами
  • Санэпид-заключения (выдаются в Роспотребнадзоре) о соответствии правилам объектов и имущества, которое лицензиат собирается использовать под деятельность, связанную с отходами
  • Наличие паспортов отходов
  • Положительное заключение Госэкспертизы по проектной документации вышеупомянутых объектов

Более подробная информация обо всех требованиях к лицензиату читайте в статье про получение лицензии.

Этапы получения лицензии

  1. Разработать необходимую документацию, собрать документацию согласно требованиям Положения;
  2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на здания и сооружения в Роспотребнадзоре;
  3. Получить заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), если планируется использовать объекты по обезвреживанию и/или размещению отходов;
  4. Подать документы в Росприроднадзор с заявлением и оплаченной госпошлиной для получения бланка лицензии на отходы.

Сроки получения и действия лицензии

Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.

Сроки получения лицензии колеблются в зависимости от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно. В целом, получение лицензии на обезвреживание и (или) захоронение занимает от полугода до года, на транспортирование – значительно меньше.

Список требуемых документов для лицензии

Вот примерный список документов, которые вам потребуются для оформления лицензии по отходам 1-4 класса опасности (применим для любой сферы деятельности):

  1. Свидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, Выписка из ЕГРЮЛ;
  2. Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность;
  3. Для предприятий, производящих продукцию, – перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности;
  4. Краткое описание производственной деятельности и полная схема деятельности по обращению с отходами от образования до удаления (материалы обоснования деятельности по обращению с отходами);
  5. Паспорта, СЭЗ и сертификаты на сырье, продукцию, оборудование;
  6. Если планируется транспортирование отходов: паспорта транспортных средств, договоры на временное хранение (стоянку), договоры на мойку, техническое обслуживание и ремонт транспорта, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, наличие спецзнаков и соответствие требованиям, предъявляемым к транспорту по перевозке опасных грузов;
  7. Для водителей – обязательный медицинский осмотр, инструктаж, наличие стажа вождения не менее 3 лет, свидетельство на право сопровождения опасных грузов, сведения о наличии санитарно-бытовых помещений для водителей;
  8. Список должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором, договоры на медицинский осмотр и его последние результаты;
  9. Копии свидетельств на право работы с опасными отходами лиц, допущенных к обращению с отходами
  10. Сведения о выдаче спецодежды, СИЗ, договор на стирку одежды;
  11. Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию зданий и помещений;
  12. Договоры на теплоснабжение, энергоснабжение,  водоснабжение;
  13. Сведения о местах накопления отходов – расположение, вместимость, соответствие санитарным и экологическим нормам, ответственные лица;
  14. Экологическая документация:
    • Инструкции по обращению с отходами;
    • Программа производственного экологического контроля и ее результаты;
    • Наличие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
    • Паспорта отходов I-IV классов опасности;
    • Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СЭЗ на проект нормативов ПДВ;
  15. Санитарная документация:
    • Наличие проекта расчетной СЗЗ, проекта окончательной СЗЗ, результаты замеров на границе СЗЗ согласно плану-графику контроля, либо расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ – если требуется для данного предприятия согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
    • Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха, воды, сточных вод, воздуха рабочей зоны, сточных вод, уровней физического воздействия и т.д.

Порядок получения лицензии на работу с отходами

Лицензирование деятельности по хранению отходов

Хозяйственная деятельность производственно-заготовительных предприятий и перерабатывающих предприятий вторичных ресурсов, так или иначе, связана с использованием или образованием отходов.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (далее по тексту – “опасные отходы”) осуществляется на основании Федеральных законов “Об отходах производства и потребления” (статья 9), “О лицензировании отдельных видов деятельности” (статья 12, п.1, п.п.30), “Об охране окружающей природной среды” (статья 30).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I – IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года.

После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

Кому необходимо получить лицензию на отходы

Согласно действующему законодательству лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности. Т.е. с одной стороны должны иметь место отходы I – IV класса опасности, а с другой стороны над ними должны производиться упомянутые действия.

Одним из важных этапов при подготовке к лицензированию является инвентаризация отходов. Без полных сведений о том, с какими отходами приходиться иметь дело и какие отходы образуются (могут образовываться) в процессе этой деятельности, невозможно двигаться дальше.

Поэтому инвентаризации отходов придается столь важное значение.

Исходные сведения об отходах берутся из документов первичного учета отходов, проектной документации, технологических схем или из готового Проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов (ПНООЛР).

Особенностью деятельности предприятий вторичных ресурсов является то, что отходы используются в качестве сырья, а также образуются в процессе производственного процесса. При этом следует отдельно рассматривать входящий поток отходов и выходящий. Несмотря на кажущееся разнообразие видов отходов, с точки зрения управления окружающей средой, виды отходов следует определять на основании Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) и не стремиться к излишне широкой номенклатуре. Так, например, различные сорта макулатуры не всегда означают разные виды по ФККО. Стальной лом, при всем разнообразии его марок, также составляет один вид отходов по ФККО.

Излишне широкая номенклатура отходов не просто усложнит дальнейшую разработку документации, но и может привести к ненужным затратам при проведении экспертиз и оформлении лицензии. Это особенно важно при разработке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, т.к. в большинстве случаев ПНОЛРО является основой при определении необходимости лицензирования.

Лицензируемые виды отходов

Согласно нынешней формулировке в законе “Об отходах производства и потребления”:
отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Такая формулировка оставляет пространство для маневра. Т.е., если в технологическом процессе не образуются “вещества или предметы”, подлежащие удалению, то и отходов соответственно не образуется. Следовательно, производство, в котором отходы используются, может считаться “безотходным”.

А так как “производство” подразумевает совокупность различных технологических процессов, то отходами считаются остатки не от отдельного технологического процесса, а от деятельности целого “производства”. Никто же не считает керосин отходом производства бензина.

Действующее законодательство исключило термин “опасные отходы”, поэтому под лицензирование однозначно не попадает деятельность по обращению с отходами V класса опасности.

Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода вида отходов используются для кодирования происхождения видов отходов и их состава.

Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода, а одиннадцатый знак кода – для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Если в одиннадцатом знаке кода стоит “0”, то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов.

К предустановленному в ФККО классу опасности следует относиться с достаточной осторожностью и иронией.

С осторожностью – потому что, это не “истина в последней инстанции”, а с иронией – потому что, в определении классов опасности есть очевидные противоречия.

Например, как может одно и тоже вещество, но из разных источников иметь разный класс опасности? Кроме этого, один и тот же отход органично может быть отнесен к разным кодам ФККО.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Лицензирование деятельности по хранению отходов

У предприятий, осуществляющих сбор, утилизацию или переработку мусора, должна быть лицензия на отходы. Получение лицензии в 2019 году проходит в соответствии с установленными Роспрроднадзором нормами. Чтобы исключить нарушения, нужно ознакомиться с особенностями деятельности по сбору и утилизации отходов.

Лицензия на отходы 1-4 класса опасности

С 2015 года необходимость получения лицензии на отходы определяется федеральным законом ФЗ №458. В соответствии с законом, предприятия, занятые в сфере складирования, хранения, утилизации или переработки должны иметь разрешение.

Закон распространяется на отходы, относящиеся к 1-4 классам опасности. ЖБО и ТБО, относящиеся к 5 классу не представляют угрозу для экологической безопасности. Поэтому накопление отходов 5 класса, утилизация и переработка проводится без лицензии.

До принятия закона от 2015 года разрешение требовалась только для обезвреживания или размещения отходов. После вступления в силу количество работ, требующих разрешения, увеличилось.

Виды работ, требующие лицензирования

Практически во всех направлениях нужна лицензия на деятельность по обращению с отходами. Она выдается для работы с конкретным видом отходов. При оформлении используется классификационный каталог, где указывают кодовое значение каждого вида утиля. Поэтому получить лицензию на отходы класс 1-4 можно только зная, какой тип отходов будет обрабатываться.

Сбор отходов

Сбор – важный процесс обращения с отходами. Чтобы получить лицензию на сбор отходов, нужно обеспечить условия, соответствующие установленным санитарно-эпидемиологическим нормам.

При оформлении разрешений, предприятиям, осуществляющим сбор, учитывается, что при временном складировании (до полугода) лицензирование сбора отходов не обязательно.

Утилизация

Процесс утилизации предполагает переработку мусора для получения сырья, применяемого в производстве новых продуктов или повторного применения. Для этого направления требуется лицензия на утилизацию отходов. Требование распространяются по отношению к любому сырью, вне зависимости от состава или физических свойств.

Обработка

Под обработкой понимаются любые процессы подготовки мусора для последующей утилизации. В число таких процессов входят сортировка, очистка, разборка. Процессы должны осуществляться в соответствии с санитарными нормами. Требуется лицензия на обработку отходов.

Транспортир овка

Предполагает вывоз собранного мусора за пределы объектов размещения, специальных помещений, принадлежащих предприятию. Для перевозки ТБО и ЖБО требуется лицензия на транспортировку отходов. Исключением являются случаи, при которых сырье перевозится внутри участка, принадлежащего предприятию. Тогда разрешение не требуется.

Обезвреживание

Обезвреживание – способ воздействия на мусор, позволяющий снизить негативное воздействие на окружающую среду на территории размещения. Главный способ обезвреживания – сжигание на специальных станциях. Кроме этого, сырье 1-4 классов опасности нейтрализуют при помощи обеззараживающих средств, за счет чего предотвращается загрязнение почвы, грунтовых вод.

Для сжигания и обеззараживания мусора нужна лицензия на обезвреживание отходов. Однако к обезвреживанию не относятся процессы, при которых потенциально опасные отходы используются в качестве топлива.

Размещение

Размещение отходов – временное хранение либо длительное захоронение сырья. Хранение предполагает содержание твердых или жидких бытовых отходов на специально оборудованных полигонах, хранилищах. После продолжительного хранения производится последующая утилизация или обезвреживание.

Если эти процессы невозможны ввиду специфических свойств сырья, производится захоронение. Метод предусматривает изоляцию опасных видов мусора от внешних факторов для предупреждения негативного воздействия на окружающую среду. Для длительного хранения или захоронения опасных материалов требуется лицензия на размещение отходов.

Что не подлежит лицензированию с 1 июля 2015 года?

В соответствии с федеральным законом, выделяют несколько направлений работ, при которых получение разрешения не требуется.

В первую очередь это касается предприятий, чья деятельность связана исключительно с отходами 5 класса опасности, которые не представляет угрозы для окружающей среды.

К категории относятся остатки, которые быстро разлагаются в естественных условиях, не выделяют токсичные вещества, не загрязняю природные ресурсы.

Поэтому любые формы обращения с ТБО и ЖБО 5 класса осуществляется без разрешения.

Разрешительные документы не требуются предприятиям, которые размещают отходы 1-4 класса менее чем на 11 месяцев. Однако это касается только размещения, в то время как разрешение на другие виды работ обязательны.

Ответственность за отсутствие лицензии

За отсутствие лицензии на опасные отходы предусматривается административная и уголовная ответственность. Физические лица штрафуются суммой до 2 тыс. рублей. Для должностных лиц и ИП размер штрафа достигает 50 тыс. рублей. При этом работа предприятия приостанавливается на 3 месяца. Юридические лица при отсутствии разрешительных документов оплачивают от 100 до 250 тыс. рублей.

Советуем почитать:  Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Если отсутствие разрешения повышает угрозу окружающей среде или здоровью населения – сумма штрафа достигает 200 тыс. рублей. При этом возможны другие виды наказания – ограничение или лишение свободы на 24 месяца, принудительные работы.

В случае, если нарушение привели к массовой гибели животных, размер штрафа увеличивается до 300 тыс. рублей. При этом нарушителю грозит тюремный срок – до 5 лет. Если отсутствие лицензии по обращению с опасными отходами привело к гибели человека или развитию эпидемий, массовых отравлений или других патологий, предусматривается наказание в виде восьмилетнего тюремного срока.

Этапы лицензирования

Для получения разрешения требуется выполнить описанные ниже этапы получения лицензии. В противном случае работа по обращению с отходами считается нелегальной, что чревато административной ответственностью.

Требования к оформлению

К предприятиям, занятым в сфере сбора, утилизации и хранения мусора, предъявляется ряд требований. Несоответствие требованиям – это основание для отказа в оформлении.

Требования:

  • Специальные помещения, оборудование, транспортные средства для работ с отходами.
  • Наличие действующих сертификатов ISO, подтверждающие соответствие услуг санитарным нормам.
  • Заключение СЭЗ и наличие паспорта на опасные виды отходов.
  • Заключение государственной экспертизы по проектной документации.

Срок получения и действия

Срок оформления разрешения зависит от многочисленных факторов: вида мусора, класса опасности, осуществляемых процессов обращения. Разрешение на обезвреживание или захоронение оформляют за 6-12 месяцев. Сбор и транспортировка мусора меньше.

Действие полученного разрешения не ограничено, но только при условии неизменности процессов обращения, адреса и реквизитов предприятия. Иначе потребуется повторное оформление.

Список требуемых документов

Чтобы оформить разрешение, необходимо предоставить пакет документов.

Он включает:

  • Свидетельство о постановке предприятия на налоговый учет.
  • Правоустанавливающая документация на движимое и недвижимое имущество, используемые при обращении с сырьем.
  • Список товаров или услуг, провоцирующих образование отходов, с которыми проводят лицензируемый вид работ.
  • Подробная схема процессов обращения с мусором.
  • ПТС на которых перевозят сырье.
  • Медицинские справки для сотрудников предприятия (в особенности водителей).
  • Свидетельства на право работы с опасными материалами.
  • Договоры о проведении дезинсекции и дератизации помещений.
  • Договоры о энергоснабжении и теплоснабжении.
  • Экологическая документация (в том числе паспорта отходов, проект нормативов образования).
  • Санитарная документация.

Помимо этого, предоставляют схему, отражающую расположение зданий и земельных участков. При необходимости предоставляется информация об арендаторах. К пакету документов прикрепляют пояснительную записку.

Экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение

Для получения заключения нужно собрать документы для экспертизы. Список может отличаться, на что влияет специфика предприятия. Чтобы исключить возможные трудности, рекомендуется предварительно узнать о том, что потребуются для получения заключения службы.

Государственная пошлина

Оформление разрешения на отходы не бесплатное. Оплачивают государственную пошлину на выдачу лицензии. Размер госпошлины составляет 7500 рублей. При необходимости переоформления документов, свидетельствующих о наличии лицензии, оплачивается 3500 рублей. Дубликат, при необходимости, предоставляется за 750 рублей.

Подача документов для получения лицензии в Росприроднадзоре

Чтобы получить разрешение, документы необходимо подать в Росприроднадзор. Это заключительный этап оформления.

Требуются следующие документы:

  • Договор об аренде или собственности зданий, транспорта, участков, на которых размещаются отходы
  • Документация на технику и оборудование, занятых в обращении с мусором
  • Копии трудовых договоров для подтверждения квалификации работников
  • Документация, свидетельствующая о том, что ТС, которые перевозят сырье, обеспечены необходимыми сигналами и знаками
  • Заключение санитарно-эпидемиологической службы
  • Разрешение на ввод в эксплуатацию объекта размещения ТБО и ЖБО
  • Квитанция об уплате государственной пошлины

Нужно ли переоформлять бессрочную лицензию, выданную до 1.07.2015?

До принятия закона 2015-го года разрешение требовалась только для размещения и обезвреживания отходов.

После принятия нормативно-правового акта документ требуется для остальных направлений обращения с бытовыми и производственными остатками 1-4 класса опасности.

Поэтому предприятиям, получившим бессрочную лицензию до 2015 года, рекомендуется произвести переоформление, чтобы исключить возможные осложнения.

Использование выданной до 2015 лицензии допускается только в тех случаях, если технологические процессы обращения, тип отходов, реквизиты или адрес предприятия не изменились. В остальных случаях нужен повторный сбор документов и переоформление разрешения.

Лицензия на отходы – обязательный документ для любого предприятия, осуществляющего транспортировку, утилизацию, хранение или другие операции с мусором. Представленный документ выдается при условии соответствия предприятия установленным требованиям и нормам.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.