+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

На велосипеде по тротуару

Штрафы для велосипедистов за нарушение ПДД в 2020 году

На велосипеде по тротуару

Велосипедист – участник дорожного движения. Соответственно, у него есть не только права, но и обязанности, за несоблюдение которых грозит административный штраф. В нашей статье мы расскажем о том, какое наказание ждет велосипедиста за нарушение ПДД.

Наказание для велосипедистов: законодательная база

Штрафы для велосипедистов регламентируются:

  • ПДД – в п. 24 приводятся требования к их передвижению;
  • КоАП РФ – где устанавливаются размеры штрафов за нарушение правил.

Велосипедиста могут привлечь к ответственности в двух случаях:

  • за несоблюдение ПДД;
  • создание помех для других участников дорожного движения.

Виды штрафов

Согласно ч. 2 ст. 12.29 КоАП велосипедисту за нарушение ПДД положен штраф в размере 800 рублей. Важно учитывать, что данное взыскание назначается за нарушение в ходе движения. Если велосипедист идет пешком и везет транспорт рядом, он приравнивается к пешеходу.

Это общее наказание за несоблюдение правил движения, в некоторых ситуациях размер штрафа может меняться.

Проезд через пешеходный переход

В этом случае велосипедист приравнивается к водителю. Соответственно, он должен ориентироваться на сигналы светофора или указания регулировщика.

В случае их отсутствия, он должен предоставлять преимущество пешеходу, позволяя ему возможность пересечь «зебру».

Важно! Велосипедист должен пересекать дорогу по пешеходному переходу сойдя с транспорта и ведя его рядом (имеется в виду движение поперек дороги, переход на другую сторону).

За несоблюдение правил проезда по пешеходному переходу штраф стандартный – 800 рублей.

Движение по тротуару

В соответствии с п. 24.2 ПДД велосипедист может передвигаться по тротуару на законных основаниях если:

  • он сопровождает велосипедиста младше 14;
  • перевозит ребенка, не достигшего 7 лет (в предназначенном для этого месте);
  • нет велосипедной дорожки, а также отсутствует возможность передвижения по обочине и/или по правому ряду дороги.

В большинстве городов России нет специальных дорог для велосипедистов, поэтому за езду по тротуару привлекают к ответственности достаточно редко. Но если встретился особо принципиальный сотрудник ГИБДД, наказание за данное нарушение будет наложено. Размер штрафа за езду на велосипеде по тротуару стандартный – 800 рублей.

Езда без шлема

ПДД не включают велосипед в список транспортных средств, при управлении которыми необходимо носить защитный головной убор. Поэтому за езду без шлема штраф не предусмотрен. Использование защиты для головы остается на усмотрение велосипедиста.

Создание препятствий другим участникам движения

Если несоблюдение ПДД велосипедистом спровоцировало помехи для движения водителей, наказание регламентируется уже ч. 1 ст. 12.30 КоАП. Размер штрафа составляет 1000 рублей.

Если нарушение правил привело к причинению вреда другим участникам дорожного движения, взыскание достигает 1000-1500 рублей (ч. 2 той же статьи) в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Езда в пьяном виде

Для пьяных на велосипеде предусмотрена отдельная статья. В соответствии с ч. 3 ст. 12.29 КоАП управление данным видом транспорта в нетрезвом состоянии наказывается штрафом. Его размер составляет от 1000 до 1500 рублей.

Для управления данным видом транспорта не требуется наличие водительского удостоверения. Поэтому пьяная езда на велосипеде не может стать основанием для лишения прав.

Однако если нарушение правил привело к ДТП с получением тяжкого вреда потерпевшим, предусмотрены жесткие санкции. Велосипедисту грозит уголовное наказание по ст. 264 УК РФ. В этом случае могут быть назначены принудительные работы, арест либо ограничение свободы.

Несоблюдение скоростного режима

Минтранс РФ рассматривает возможность установления максимальной скорости для велосипедов, полностью приравняв их к мото/автотранспорту. Наряду с этим должны быть созданы специальные дорожки для их передвижения.

Однако пока в РФ не предусмотрены подобные ограничения. Поэтому штраф за превышение скорости велосипедистам не грозит. Тем не менее, для собственной безопасности важно соблюдать режим, установленный на конкретных участках дороги.

Важно! Минимальное ограничение в 20 км/ч может быть превышено как велосипедами, оснащенными электродвигателями (развивают до 25 км/ч), так и собственными силами человека.

Правила движения на велосипеде

Чтобы обеспечить безопасность на дороге, велосипедист должен соблюдать ПДД наравне с водителями автомобилей и иных транспортных средств.

Кроме того, при управлении своим механическим транспортом он обязан подавать сигналы перед любым маневром – остановкой, поворотом. Делать это нужно световыми приборами, а при их отсутствии рукой, вытянутой в сторону. При повороте намерение обозначается перед маневром. При его совершении рука должна уже находиться на руле (управлять велосипедом одной рукой запрещено ПДД).

Также важно помнить, что велосипедист должен ехать по ходу движения других транспортных средств (в отличие от пешеходов, которые должны передвигаться по встречному направлению).

В соответствии с п. 24 ПДД на данном виде транспорта запрещены:

  • поворот налево, разворот на участках с трамвайным движением, а также на отрезках дороги, на которых более одной полосы для движения в данном направлении;
  • перевозка грузов, выступающих по сторонам более чем на 0,5 м либо мешающих движению;
  • буксировка других велосипедов;
  • перевозка пассажиров, если это не предусмотрено строением велосипеда.

Таким образом, велосипедист обязан соблюдать ПДД, поддерживать общую культуру вождения и обеспечивать безопасность – как собственную, так и других участников дорожного движения.

Пдд для велосипедистов 2020 года

На велосипеде по тротуару

Добрый день, уважаемый читатель.

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для водителей мопедов и скутеров были рассмотрены в одной из предшествующих статей на pddmaster.ru. Ну а сегодня пришло время подробно разобрать ПДД для велосипедистов.

Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью.

Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.

статьи:

Что такое велосипед?

Казалось бы ответ на вопрос “что такое велосипед?” знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения:

“Велосипед” – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза “транспортное средство“, т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

Также хочу обратить Ваше внимание, что в 2020 году велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи – пешеход:

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.

В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность. При желании любой велосипедист может без особых усилий стать пешеходом и наоборот.

Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).

Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотре текста правил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил “24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов”. Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил.

В числе прочих это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель.

Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем – Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления. Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют “увлеченные” велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения.

Например, если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску “за добавкой”, ему нужно в этом настойчиво отказать.

Сигналы поворота

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота – вытянутая правая рука.

На практике я рекомендую использовать в качестве сигналов именно руку, вытянутую в сторону поворота. Обычно водители легко понимают значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то данный сигнал может ввести окружающих в заблуждение. Т.е. такой сигнал водители могут просто не понять.

Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.

С каждым годом на улицах становится все больше и больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Кроме того, есть и несколько исключений:

Смотрите, какая тема — ПДД и штрафы для велосипедистов в вопросах и ответах

На велосипеде по тротуару

Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения с той точки зрения, что у них есть свои права (и обязанности), дающие им пользоваться дорогами и тротуарами в определённых случаях.

Тем не менее, ПДД – часто достаточно неоднозначный правовой акт, порой противоречивый.

Поэтому давайте разберёмся с практической (правоприменительной) точки зрения о ПДД и штрафах для велосипедистов в формате вопросов и ответов!

Велосипед – это транспортное средство?

Да. Согласно самому определению велосипеда, это транспортное средство. Но не следует его путать с механическими ТС. Последнее приводится в движение двигателем.

Но не всё так просто. И велосипед тоже может двигаться за счёт мотора. Но для того, чтобы ему не уйти под определение механических ТС, а остаться в гордом звании “Велосипед”, двигатель на нём по ПДД 2020 года должен соответствовать 3 критериям:

  1. это должен быть только электродвигатель,
  2. его мощность должна быть не более 0,25 кВт (~0,34 л.с.),
  3. он должен автоматически отключаться на скорости 25 км/ч и более.

Велосипедист – в то же время и водитель. Этот статус ему даёт определение водителя – любое лицо, управляющее транспортным средством.

Где можно ездить?

Это достаточно сложная и условная тонкость. Дело в том, что для велосипедистов по Правилам разрешены целых 7 различных формальных зон движения в зависимости от возраста и организации дорожного движения на данном участке.

Поэтому сначала предлагаем Вам выяснить, где можно ездить конкретно в Вашем случае, интерактивно ответив на несколько простых вопросов.

Где мне можно ездить? Быстрый тест

Младше 7 лет?От 7 до 14 лет?Старше 14 лет? Вы перевозите ребёнка до 7 лет или сопровождаете ребёнка младше 14 лет?? Есть ли на данном участке дороги велодорожка, велопешеходная дорожка или полоса для велосипедистов и по ним есть возможность двигаться? Есть ли на данном участке дороги проезжая часть, по которой есть возможность ехать по правому краю, Вы едете вне велоколонны, а ширина Вашего велосипеда не более 1 метра? Да, все условия выполненыХотя бы 1 условие не выполнено Есть ли данном участке дороги обочина и по ней возможно двигаться? Вы можете ездить по велопешеходным дорожкам, по тротуару, по пешеходной зоне на Ваш выбор. Вы можете ездить по велодорожкам, по велопешеходным дорожкам, по тротуару, по пешеходной дорожке, по пешеходной зоне на Ваш выбор. Вы можете ездить только по тротуарам и пешеходным зонам. Вы обязаны двигаться по велодорожке, велопешеходной дорожке или полосе для велосипедистов. Вы обязаны ехать по правому краю проезжей части. При этом, Вам нельзя поворачивать налево и разворачиваться, если в Вашем направлении более одной полосы или есть трамвайные пути. Вы обязаны двигаться по обочине, не создавая помех пешеходам и при создании таких помех либо опасности для движения пешеходов спешиваясь. Вы можете ехать по тротуарам или по пешеходной зоне, не создавая помех пешеходам и при создании таких помех либо опасности для движения пешеходов спешиваясь.

Давайте теперь рассмотрим, где Вы можете ездить на велосипеде в зависимости от возраста.

Старше 14 лет

  • По велодорожкам и велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов на Ваш выбор в любых случаях при наличии таковых,
  • по правой стороне проезжей части дороги:
    • если нет вышеуказанных зон или по тем или иным (объективным) причинам по ним невозможно ехать,
    • если ширина Вашего вело более 1 м (в т.ч. с грузом),
    • если Вы едете в составе велоколонны,
  • по обочине, если нет ни специальных дорожек, ни полосы для велосипедистов, а по правому краю проезжей части нельзя или невозможно ехать (обратите внимание, обочина не является проезжей частью); при этом, Вы не должны создавать помех пешеходам (те имеют преимущество на обочине),
  • по тротуару или пешеходной зоне, если всё из вышеперечисленного отсутствует или нет возможности ездить по ним – то есть фактически этот пункт разрешает Вам ездить по пешеходным паркам, аллеям и т.п.; либо если Вы перевозите ребёнка младше 7 лет или едете вместе с велосипедистом младше 14 лет (п. 24.2 Правил).

Полоса для велосипедистов отделена от остальной дороги сплошной линией и обозначена такой разметкой:

И/или вот таким знаком:

От 7 до 14 лет

  • По велодорожкам,
  • по велопешеходным дорожкам,
  • по тротуару,
  • по пешеходной дорожке,
  • по пешеходной зоне.

Любое из перечисленного на Ваш выбор.

Младше 7 лет

  • По велопешеходным дорожкам,
  • по тротуару,
  • по пешеходной зоне.

Любое из перечисленного.

Где мне нужно спешиваться?

Есть ряд участков, где Вы обязаны спешиться, но их мало:

  • во время перехода по пешеходному переходу, если рассчитываете на то, что водители будут обязаны уступить Вам дорогу (они обязаны уступать дорогу только пешеходам (п. 24.8 ПДД), а в случае ДТП вина ляжет на Вас),
  • в пешеходных зонах (в парках), на пешеходных дорожках, тротуарах или обочине, если только Вы создаёте помехи пешеходам или те подвергаются опасности (п. 24.6 ПДД).

На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?

На безопасном. Увы, но чётких границ ПДД 2020 года не регламентируют ни относительно бокового интервала, ни относительно дистанции.

Ранее была попытка разработать новый закон о введении в Правила пункта, который бы обязывал водителей держать боковой интервал от велосипедиста, равный 1 метру, но его не приняли.

На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала прецедентна – то есть пока не произошло ДТП, расстояния считаются безопасными.

Можно ли ездить по автобусной полосе?

Можете. Само описание дорожного знака 5.11 разрешает двигаться по ней велосипедистам:

5.14 “Полоса для маршрутных транспортных средств”. Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?

По ПДД Вы обязаны двигаться по правому краю проезжей части в большинстве дорожных ситуаций. То есть находиться правее всех автомобилей. Но многие велосипедисты не раз встречались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для авто), а Вам нужно прямо.

В случае поворота направо ПДД чётко предписывают водителям машин уступать дорогу велосипедистам, находящимся справа от них и движущимся прямо.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. “Там итак много народа” – тоже не причина занимать велодорожку.

Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?

Обязаны. Световозвращающие жилеты или накидки уже наделали много шума с момента введения 18 марта 2018 года. Но мало кто задумывался, что велосипедисты не исключение из Правил.

Обязанность надевать жилеты накладывает пункт 2.3.4 ПДД, и он говорит о водителях всех транспортных средств, а не только механических – то есть автомобилей.

Кроме того, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам при движении в тёмное время суток, в дождь или туман установить или надеть что-либо со светоотражающими элементами.

Таким образом, велосипедисты обязаны в случае вынужденной остановки или при ДТП, находясь на проезжей части или на обочине в тёмное время суток вне населённого пункта, надеть светоотражающую одежду по ГОСТу.

Если нет с собой жилетки

Как можно заметить, лазейка проста: просто покиньте дорогу и стойте в стороне. Обратите внимание, нужно также сойти и с обочины.

Должен ли я пользоваться световыми приборами?

Да. Согласно пункту 19.1 ПДД, на велосипеде должен быть фонарь или фара, которые должны включаться в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обратите внимание, недостаточная видимость включает в себя туман и дождь.

В светлое время суток велосипед должен в любом случае иметь:

  • белого цвета фонарь или отражатель,
  • сзади – красный отражатель или фонарь,
  • по обеим сторонам велосипеда – отражатели красного или оранжевого цвета.

За их отсутствие есть штраф.

Какие штрафы для велосипедистов?

Их всего два. Велосипедистов нельзя привлекать к ответственности по КоАП также, как водителей. И этому есть 2 причины:

  1. дело в том, что КоАП отличается от ПДД в понимании транспортных средств – первый предусматривает под этим понятием только автомототранспортные средства с двигателем гораздо большей мощности, нежели 0,25 кВт – то есть велосипед по КоАП не является транспортным средством, только по Правилам дорожного движения;
  2. именно по первой причине для велосипедистов есть частная статья КоАП и всего 2 части в ней: одна (ч.2 ст. 12.29) предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение Правил велосипедистом; вторая – часть 3 этой же статьи – штраф 1 500 рублей за любое нарушение, совершённое в состоянии опьянения.

Частность этих статей означает, что если даже Вы попались на нарушение, за которое Вас можно привлечь по статье с бóльшим штрафом, то всё равно должна быть применена одна из вышеуказанных статей, так как они относятся частно к велосипедистам.

Можно ли ездить пьяным?

Нет. Это запрещено всем водителям, независимо от статуса – велосипедист или водитель автолюбитель. Это нарушение пункта 2.7 ПДД:

2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения….

По всем действующим нормам 2020 года инспектор ГИБДД обязан привлечь к наказанию пьяного велосипедиста, а также провести освидетельствование, равно как и водителей механических ТС, так как состояние опьянения должно быть установлено.

Могут ли лишить автомобильных прав пьяного велосипедиста?

Нет. Выше мы уже указали, что для велосипедистов действуют частные статьи Административного кодекса с соответствующими штрафами. Поэтому за езду в пьяном виде велосипедиста можно привлечь по части 3 статьи 12.29 на 1 500 рублей, но никак не лишить права управления.

Более того, права сотруднику ГИБДД, находясь на велосипеде, Вы не обязаны вообще передавать. К слову, об общении велосипедиста с ГИБДД…

Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?

У Вас похожие права и обязанности с автолюбителями. Вы также можете потребовать предъявить служебное удостоверение, если инспектор обращается к Вам (п. 45 регламента).

А вот сами Вы передавать для проверки практически ничего не обязаны. Увы, но это так (и это большой минус). Права и прочие типично автомобильные документы нужно передавать для проверки только водителям механических ТС (п. 2.1.

1 ПДД). Но у велосипедиста как гражданина инспектор может проверить гражданский паспорт и только в случае совершения первым нарушения ПДД или для привлечения его как свидетеля или понятого (п. 107 Административного регламента МВД).

К слову, причины для остановки и проверки документов те же, что и для автомобилистов.

Сотрудник хочет сверить номер рамы велосипеда – имеет ли право?

Имеет. Это прямые возложенные на инспектора обязанности. Он может сверять номера (п. 107 регламента) в рамках ориентировок и спецмероприятий, для которых соответствующие документы предъявлять Вам он не обязан (но не должен препятствовать возможности ознакомиться с ними – они могут лежать на посту ДПС, в подразделении или вовсе быть устными) – впрочем, всё, как и у автомобилистов.

Что запрещено велосипедистам по ПДД?

Итак, помимо запрещённых участков дороги для движения при определённых условиях, в общих случаях велосипедистам также запрещается:

  • ездить с неисправными тормозами, рулём и звуковым сигналом,
  • вести велосипед рядом против хода движения автомобилей (в отличие от пешеходов, велосипедисты в этом случае должны идти по ходу движения – раздел 4 ПДД),
  • двигаться по автомагистрали (п. 16.1 Правил),
  • ездить без рук (хотя бы одной рукой обязаны держаться за руль – п. 24.8),
  • перевозить предметы, которые выступают далее полуметра по длине велосипеда,
  • перевозить людей, если это не велосипед-тандем,
  • поворачивать налево или разворачиваться, если данный участок дороги имеет более 1 полосы в Вашем попутном направлении или трамвайные пути,
  • ехать на велосипеде по пешеходному переходу,
  • буксировать другой велосипед или любые другие транспортные средства (п. 24.9),
  • въезжать под дорожный знак 3.9:

Как мы катались на велосипеде по тротуарам

На велосипеде по тротуару

С приходом лета тротуары столицы заполоняют любители передвигаться с ветерком.

«Водителей» экзотических «транспортных средств» вроде гироскутеров или сигвеев можно ещё как-то простить — их относительно немного и закона для них ещё не написали, чего не скажешь о велосипедистах.

Что заставляет их мчаться по запрещённой для любого транспорта территории — пешеходной? Как к этому относятся сами пешеходы? Это и решили выяснить наши корреспонденты, сев за руль прокатного велосипеда.

Безопасность против правил

Ближайший пункт проката велосипедов находится всего в нескольких сотнях метров от нашей редакции. Вооружившись двухколёсным средством передвижения, мы с коллегой Константином Никитиным прокладываем маршрут от Лесной улицы на Триумфальную площадь вдоль Тверской.

На велосипед садимся попеременно, чтобы сравнить ощущения. Впечатления оказываются разными: в отличие от меня, последний раз катавшегося на велосипеде в юности, Костя оказывается хорошим и опытным наездником.

Вскочив на велосипед, он легко объезжает пешеходов, лавируя между ними даже на большой скорости.

«Хоть это и по правилам, но я считаю, что ехать, прижавшись к обочине проезжей части, довольно опасно. Автомобилисты зачастую не замечают даже мотоциклистов, а уж велосипедистов — подавно!», — поясняет коллега.

Моя скромная попытка выехать, как то предписывают правила, на проезжую часть, остаётся безуспешной. Вдоль тротуара сплошной вереницей припаркованы автомобили. В результате я вынужден ехать посреди дороги и слышать тревожные гудки в спину. После нескольких минут беспокойного оглядывания я с облегчением возвращаюсь на безопасный тротуар.

Мечта пешехода

Большинство прохожих реагируют на велосипедистов спокойно, отходя в сторону при звоне колокольчика. Правда, одна девушка при виде меня застыла как вкопанная, не решаясь продолжить путь. «Однажды меня сбил велосипедист, — объясняет своё замешательство 25-летняя филолог Марина.

— Я шла по тротуару, когда навстречу мне из-за угла, не сбавляя скорости, выскочил велосипед. Между нами было метров 10. Я вижу, что он несётся на меня, и делаю шаг влево — он тоже поворачивает влево, я делаю шаг вправо — он вправо. И вот так мы шарахались, пока в итоге не столкнулись».

По словам Марины, велосипед влетел в неё на большой скорости и опрокинулся вместе со своим седоком. Жертва получила ушибы и ссадины — и с тех пор категорически не доверяет наездникам. «Я считаю, их нужно учить правильной езде: не разгоняться, не выскакивать на скорости из-за угла, притормаживать на поворотах, не ездить в толпе», — перечисляет девушка список своих претензий.

По её мнению, спасти пешеходов от опасных ездоков могли бы специальные курсы, на которых велосипедистов заставляли бы учить правила поведения на улицах.

«Я считаю, что в обществе нужно создать такую обстановку, чтобы все знали элементарные правила дорожного движения, а при покупке велосипеда покупателю выдавали бы какой-нибудь буклет со всеми необходимыми правилами», — мечтает Марина.

Глядя сквозь пальцы

Вновь оказавшись в седле, Константин тут же нарушает ПДД — проезжает по наземному пешеходному переходу верхом на велосипеде (хотя обязан был спешиться и вести транспорт, придерживая за руль). Будто специально вслед за ним переход пересекает патрульная машина дорожно-постовой службы. К моему удивлению, гаишники не обращают на нарушителя никакого внимания.

«Они относятся к велосипедистам лояльно, — успокаивает Константин. — Примерно как к пешеходам, которые перебегают улицу в неположенном месте — на них же тоже обычно никто не отвлекается».

К возможному ужесточению ответственности за езду по тротуарам и другие нарушения ПДД мой коллега, как и большинство опрошенных нами велосипедистов, относится негативно: «Ужесточать можно в том случае, если власти позаботятся о том, чтобы предоставить что-то взамен — например, создадут большую и разветвлённую сеть велодорожек, выделят специальные полосы на тротуаре, чтобы по ним можно было ездить. Либо как-то повлияют на водителей, чтобы они были внимательнее и лучше относились к велосипедистам».

«Я не против езды по правилам — но только если это будет для меня безопасно. Я нарушаю правила ради своей безопасности, а не ради того, чтобы нарушать правила», — чеканно замечает 33-летний велосипедист Пётр, встретившийся нам на тротуаре за переходом.

Игра в кегельбан

На Тверской улице пешеходные дорожки широки и просторны. В выходные и праздничные дни они забиты пешеходами, но в рабочие будни прохожих мало — их легко объехать, не снижая скорости. Воспользоваться колокольчиком-сигналом приходится лишь раз — когда на пути оказывается компания подростков, растянувшихся в шеренгу во всю ширину тротуара.

«В принципе, вы мне не мешаете — успокаивает то ли меня, то ли себя самого 72-летний пенсионер Александр. — Но лучше бы вы всё же ездили только по велодорожкам.

Потому что я несколько раз видел, как велосипедисты наезжали на маленьких детей. Это, конечно, плохо.

На тротуаре дети и их родители расслабляются и чувствуют себя в безопасности, а велосипедист не всегда успевает затормозить вовремя. Вон — посмотрите как он несётся!»

В нашу сторону летит велосипедист, даже приподнявшийся с сиденья, чтобы удержать высокую скорость. Увидев мои жесты, он притормаживает и охотно рассказывает о своих ощущениях за рулём.

«На тротуаре ощущения, будто я играю в кегельбан, потому что всё время приходится кого-то объезжать, — смеётся 31-летний преподаватель гончарного мастерства Нестор. — Но в пешеходов я никогда не врезался.

Я хорошо маневрирую».

По словам Нестора, он был бы только рад кататься исключительно по велодорожкам — но они, к сожалению, имеют свойство неожиданно прекращаться. «Какой-то участок ты проезжаешь как положено, а потом дорожка исчезает — и куда тебе в этом случае деваться? Телепортироваться на следующую?», — резонно замечает молодой человек.

Что касается езды по проезжей части, то к ней он прибегает крайне редко — и только на тихих улочках. А на проспектах, где мчатся машины на большой скорости, он чувствует себя некомфортно. «Конечно, на велосипеде-шоссейнике можно «втапливать», удерживая соразмерную машинам скорость. Но поскольку у меня горный велосипед, всё равно отстаёшь.

И приходится выбирать — либо ты создаёшь угрозу прохожим, либо машины — тебе», — признаётся Нестор.

Неизвестные правила

На Триумфальной площади немноголюдно, однако почти каждая лавочка занята, а влюблённые парочки ухитряются и в рабочие часы покачаться на установленных мэрией качелях. Рядом с памятником Маяковскому на велосипедах типа BMX отрабатывают велотрюки двое школьников, оставшихся на каникулы в городе.

«Чаще всего мы катаемся по тротуарам. Но если там много людей, тогда жмёмся к обочине на проезжей части», — делятся восьмиклассники Артём и Никита. О том, что по тротуарам нельзя кататься, они даже не знают: ни дома, ни в школе им об этом никто не рассказывал. Может, оно и к лучшему: детям надёжнее оставаться на тротуаре, пусть и верхом на велосипеде.

«По проезжей части передвигаться на велосипеде небезопасно. А по тротуарам мы стараемся ехать медленно и аккуратно — чтобы никого не задеть», — рассказывают подростки.

Прохожие, по их словам, чаще всего никак на них не реагируют: всё-таки велосипед в большом городе — дело привычное.

Правда, если ребята увлекаются скоростью, то на них иногда обращают внимание и делают замечания, крича вслед что-то резкое.

А вот 35-летняя гид Светлана говорит с абсолютной убеждённостью, что в отсутствие велодорожек можно ездить по тротуарам: «Прохожих я стараюсь не беспокоить.

Отношусь с уважением, потому что когда я сама иду пешком, мне не нравятся несущиеся на большой скорости велосипеды».

По мнению Светланы, всех велосипедистов нужно обучать правилам дорожного движения и ужесточать ответственность на их нарушение.

Всё будет как в Амстердаме

Сделав перерыв в езде по тротуарам, репортёры «Парламентской газеты» опрашивают прохожих и встречных велосипедистов.

«По правилам дорожного движения велосипедист обязан двигаться по дороге с автомобилистами, — выказывает осведомлённость убеждённый пешеход, 22-летняя студентка экономического факультета Александра. — Я понимаю, что велосипедистам страшно ездить по дорогам.

Но по тротуарам им ездить тоже не стоит! Я считаю, что выбор очевиден: либо по выделенным велодорожкам, либо вместе с машинами».

С Александрой полностью согласен курьер по доставке еды, 24-летний Ислам, использующий велосипед как рабочий инструмент. «Я езжу по проезжей части, у меня в любое время суток горит белый фонарь спереди и красный сзади.

На тротуарах я нахожусь не более двух процентов от километража, и за 33 тысячи наезженных мной километров я ни разу не имел проблем ни с автомобилистами, ни с пешеходами.

Они со мной, надеюсь, тоже — по крайней мере, мне о таких проблемах ничего не известно», — смеётся уроженец Узбекистана.

На обратном пути в редакцию мы с Константином сдаём арендованный велосипед и сталкиваемся у паркинга с пожилым представительным мужчиной, который берёт велосипед в аренду.

Оказывается, Iceman (так причудливо представился 58-летний мужчина) 11 лет прожил в Амстердаме и многое может рассказать о культуре езды на двухколёсном транспорте.

Велосипед для него — не забава для покатушек, а самое настоящее средство передвижения. Потому и душа у него болит за всех собратьев по увлечению.

«Если сравнивать с Голландией, то у нас это дело, конечно, недоработано: много тупиковых велодорожек. Велодорожная сеть у нас в зачаточном состоянии, — сетует сотрудник центра паллиативной медицины. — Но зато я вижу, как всё развивается колоссальными темпами.

Невозможно такой старый город, как Москва, мгновенно переоборудовать — это нереально по затратам. Главное, что прогресс налицо, и всё больше горожан могут пользоваться велосипедами, благо для них на каждом шагу установлены пункты велопроката, и уже много есть велодорожек.

Так что всё идёт как надо, это естественный ход событий!».

ФАКТ

200 километров превысила протяжённость велодорожек в Москве. На столичной карте отмечены 56 велосипедных маршрутов, которые проходят по центральным улицам и паркам, вдоль трасс и рек

СПРАВКА

Согласно положениям раздела 24 Правил дорожного движения, тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Велосипедисты обязаны двигаться по проезжей части в один ряд по правой стороне. Правило перестаёт действовать, если рядом есть велосипедная дорожка — тогда велосипедист обязан ехать по ней.

Так как велосипед является транспортным средством, а велосипедист квалифицируется как водитель велосипеда, то движение через перекрестки осуществляется по общим правилам проезда регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Что касается пешеходных переходов, то они предназначены исключительно для пешеходов. Ехать на велосипеде по переходам нельзя, можно только, спешившись, везти велосипед.

Велосипедисты, катающиеся по тротуарам при наличии велодорожки или возможности ехать по проезжей части и пренебрегающие приоритетом пешеходов, массово нарушают правила дорожного движения. Подобное нарушение подпадает под пункт 2 статьи 12.

29 КоАП РФ и квалифицируется как нарушение ПДД лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения. Нарушитель рискует получить предупреждение или административный штраф в размере 800 рублей.

А в случае, если нарушение совершено в состоянии опьянения, виновнику грозит штраф от 1000 до 1500 рублей.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.