+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Правовое обеспечение социального предпринимательства

Право на определение: как закон о социальном предпринимательстве поможет его развитию в РФ

Правовое обеспечение социального предпринимательства

МОСКВА, 23 октября. /Корр. ТАСС Екатерина Щукина/. Количество социальных предпринимателей в России, по разным оценкам, составляет от 5 до 50 тыс., и с каждым годом их становится все больше. И пока они пытаются решать социальные проблемы, эксперты и законодатели работают над закреплением понятия “социальный предприниматель” в России.

О том, как законодательное определение социального предпринимательства поможет упорядочить эту отрасль, какой опыт поддержки этой сферы бизнеса имеют регионы, и какие успешные проекты уже реализуются – в материале ТАСС.

Как сообщил во вторник президент России Владимир Путин, выступая на форуме “Опоры России”, необходимо снять все разногласия, чтобы принять закон “в самые короткие сроки”.

По словам президента, еще в июле 2017 года в ходе встречи с представителями НКО была достигнута договоренность, что такой закон будет принят до конца 2017 года. “Заканчивается 2018 год, а воз и ныне там. Год мы пропустили”, – сказал президент.

Путин также поручил Агентству стратегических инициатив (АСИ) отладить в регионах механизм распространения лучших практик поддержки социального предпринимательства.

Полномочия для поддержки

Эксперты сходятся во мнении: закрепление понятия социального предпринимательства в законе установит “правила игры” и позволит наделить федерацию и регионы полномочиями по поддержке этой сферы бизнеса.

В настоящее время проект федерального закона разрабатывается Министерством экономического развития с участием ответственных госорганов и ведомств, в том числе АСИ, а также представителей благотворительной среды и научного сообщества.

По словам генерального директора АСИ Светланы Чупшевой, без законодательного предмета невозможно оказать системные меры поддержки этой категории на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

“Социальный предприниматель – это субъект малого бизнеса, и мы тут предлагаем выполнение одного из двух критериев. Первый – это по видам деятельности, то есть малый бизнес, который в выручке своей 70% получает от оказания социальных услуг в дошкольном и дополнительном образовании, в системе реабилитации, ряде услуг в системе здравоохранения.

И второй ключ – когда в доле численности работников такого предпринимателя 50% занимают люди с ограниченными возможностями по здоровью, выпускники детских домов, которым тяжело интегрироваться в трудовую деятельность и найти работу, люди, вышедшие из мест лишения свободы И в фонде заработной платы оплата таким сотрудникам занимает не менее 50%”, – рассказала она, выступая на форуме “Опоры России”.

Чупшева отметила, что закон о социальном предпринимательстве даст возможность роста этой категории бизнеса и окажет влияние на миллионы граждан России, которые получают социальные услуги.

Как рассказала ТАСС вице-спикер Госдумы Ольга Епифанова, обсуждение законопроекта происходит прямо сейчас. “Министерство экономического развития ранее уже подготовило проект, однако он требует более детального согласования со всеми заинтересованными сторонами.

Текущий законопроект касается, к сожалению, исключительно вопросов поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, и важно, с одной стороны, четко обозначить, что социальное предпринимательство не ограничивается бизнесом, а является частью и некоммерческого сектора, а с другой стороны – четко прописать критерии отнесения к социальным предприятиям”, – пояснила она.

Законопроект рассматривается как поправка к федеральному закону “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, но пока еще не внесен Госдуму.

Председатель комиссии по социальному предпринимательству “Опоры России” Сергей Голубев рассказал ТАСС, что в предлагаемой поправке к социальному бизнесу планируется относить только субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), которые либо трудоустраивают социально незащищенных людей, либо реализуют определенное направление деятельности. “И здесь было непонятно, что к этому относить, однако у нас есть закон “О некоммерческих организациях”, там есть перечень общественно полезных услуг. Мы внутри “Опоры России” с коллегами обсуждаем, что целесообразно этот перечень на социальное предпринимательство распространить”, – считает эксперт.

Проблемы определения

Однако, прежде чем дать определение понятию социального предпринимательства, необходимо четко понимать, зачем это делается, считает независимый эксперт в сфере социального предпринимательства Ольга Рябова.

“Если мы хотим просто обозначить эту тенденцию, то тогда, на мой взгляд, определение должно быть максимально открытым и позволять на региональном уровне включать в него дополнительные виды деятельности.

Потому что предприниматели умудряются находить такие социальные проблемы, которые мы не замечаем и вряд ли внесем в список законодателей, – отмечает собеседница агентства. – Термин должен звучать так, чтобы не ущемить ту или иную категорию и не зарегулировать эту быстро растущую сферу”.

При этом эксперты призывают не путать понятия социального предприятия и бизнеса в социальной сфере. “Главное отличие социального предприятия от бизнеса в социальной сфере в целях деятельности – в первом случае это решение социальной проблемы, в том числе в ущерб прибыли, а во втором – прибыль”, – добавила Епифанова.

Обсуждают эксперты и отдельный закон, направленный на регулирование сферы социального предпринимательства, однако пока многие считают, что время для его создания еще не пришло.

По мнению представителя “Опоры России”, отдельный закон о социальном предпринимательстве пока не обязателен. “Мы видим, что страна пока не готова к отдельной организационно-правовой форме этого, и нецелесообразно это пока делать”, – сказал Голубев.

Необходимость отдельного закона, по словам вице-спикера Госдумы Епифановой, не очевидна “без четкой фокусировки определения и гарантий господдержки”.

Шаг навстречу

Несмотря на отсутствие законодательного определения, на федеральном и региональном уровне уже работают инструменты поддержки социальных предпринимателей – льготное или безвозмездное выделение площадей для работы, бесплатное размещение рекламы и информации о проектах, выделение федерацией субсидий субъектам на создание инфраструктуры поддержки социальных предпринимателей, упрощенный доступ к финансированию.

По словам Голубева, есть ряд субъектов – Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Республика Башкирия, Пермский край, Вологодская, Омская, Нижегородская области – которые эффективно развивают этот сектор экономики.

“Они снимают административные барьеры для входа негосударственного сектора в оказание социальных услуг, создаются специальные объекты инфраструктуры поддержки социального предпринимательства, оказывается консультационная, образовательная помощь. Реализуются акселерационные программы”, – сказал он.

Также регионы стараются оказывать финансовую, образовательную поддержку, помогают в доступе на рынки сбыта.

Одним из положительных примеров является Нефтеюганск, где частный предприниматель построил детский сад, с ним заключили концессионное соглашение о том, что ему в течение 30 лет обеспечат наполняемость этого дошкольного учреждения, отмечает представитель “Опоры России”.

Вовлечены в помощь социальным предпринимателям и представители крупного бизнеса – в городе Новотроицк есть фонд развития и поддержки предпринимательства, компания “Металлинвест” его докапитализировала, и там уже около 5 лет есть возможность давать займы предпринимателям под 0% годовых.

Перспективным направлением Голубев считает и социальные бонды, когда инвесторы решают какую-либо проблему и в случае успешного решения через несколько лет получают возмещение затрат с дополнительных процентов за успех.

“Внешэкономбанк (ВЭБ) сейчас этот инструмент будет пробовать для реализации в Республике Саха (Якутия)”, – рассказал он.

По словам директора Фонда поддержки социальных проектов, (ФПСП), который не только занимается льготным финансированием соцпроектов, но и проводит для них акселерационные программы, Евгении Шохиной, сегодня наиболее успешные механизмы привлечения финансирования для этой категории – заемное банковское финансирование и финансирование специализированных фондов, таких как “Наше будущее” и ФПСП. “Преимущество фондов заключается в том, что поддержка осуществляется не только деньгами, но и связями, обучением, тем, что называется “умные деньги”, – пояснила она. При этом она отмечает, что качество проектов, которые претендуют на привлечение средств ФПСП, растет раз от раза. “Лучшие проекты в среднем увеличили выручку в 2,5 раза, а затраты на привлечение клиента сократились на 50%”, – рассказала она.

Примеры успеха

15 октября в Фонде стартовала третья акселерационная программа, на нее уже поступило порядка 200 заявок от полноценно работающих очень интересных бизнес-проектов. “По традиции, лидирующее положение занимает Москва – 51 заявка.

Очень солидно выглядит представительство Новгородской области, Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан”, – рассказала директор фонда.

Среди успешных примеров социального предпринимательства, по мнению Шохиной, можно считать центры социализации и реабилитации детей с особенностями развития, в частности проект “Сава” из Московской области, детский реабилитационный центр “Институт уникальных детей” из Тюмени и другие.

“Проекты показывают отличные результаты как по финансовой динамике (прирост выручки на 70 и 40% соответственно, рост прибыли на 40%), так и по охвату целевой аудитории – расширили количество клиентов на 120 и 72% соответственно по проектам”, – пояснила собеседница агентства.

Правовое обеспечение социального предпринимательства

Правовое обеспечение социального предпринимательства

Ввиду рамочности многих его норм, а также отсутствия правовых механизмов, регулирующих поддержку малого предпринимательства, данный закон утратил свою силу в 2007 г.

Выполняя немаловажную социально-экономическую роль, предпринимательство вместе с отчислениями в налоговые органы во многом создает конкуренцию и рабочие места, а также обеспечивает занятость населения, в т. ч.

социально нестабильных слоев населения, и развивает экономический сектор регионов.

Игнорирование многочисленных проблем на пути предпринимательства зачастую приводит к масштабному сокращению их деятельности, как произошло в 2013 г.

, когда только за первое полугодие в России свое дело в результате резкого повышения социальных налогов закрыли около 650 тыс. мелких предпринимателей и фермеров [3].

Более уязвимое от нестабильных колебаний рынка малое предпринимательство нуждается во многих льготных послаблениях со стороны государственных органов, например, по уменьшению кадастровой оценки земли или арендной ставки.

Проблемы, вызванные данным характером вкупе с падением национальной валюты и покупательской способности населения, привели к возросшей в несколько раз активности продажи бизнеса в 2014 г. в крупных городах России [4].

В результате проведенного РБК в начале 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Первым документом, декларирующим принцип свободы предпринимательской деятельности в постсоветской России, стала Конституция РФ, в статье 8 которой лаконично закреплено право каждого на

«свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности»

[6]. Жизнь малого бизнеса усложняют бесчисленные изменения, дополнения, поправки как в нормативно-правовые акты, так и в формы отчетных документов, смысл которых большинству предпринимателей не ясен.

Постоянные новации по их изменению обременительны и губительны, поскольку для своевременного их отслеживания и грамотного применения предпринимателю необходимо содержать целый штат экспертов-советников.

Отсутствие стабильности законодательства — один из основных предметов обсуждения среди предпринимателей.

Необходимость введения Предпринимательского кодекса в жизнь предпринимательского общества не представляется целесообразным, поскольку количество сборников нормативно-правовых актов (кодексов), затрагивающих ту или иную отрасль, в России предостаточно (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс и пр.).

Принятие закона, содержащего исчерпывающие требования к основам предпринимательской деятельности, четко регулирующего права, обязанности, меры защиты предпринимателя, какими требованиями руководствоваться, на какую конкретно помощь рассчитывать, послужит основой формирования правовой среды предпринимательства.

В этой связи поиск альтернативы государственной модели видится весьма перспективным с учетом положительного правового опыта зарубежных стран.

Важно В настоящее время в развитых странах Америки и Европы достаточно популярной является идеология социального предпринимательства, под которым понимается предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных проблем с использованием инновационных методов и технологий. С осознанием того, что ни один из секторов экономики — бизнес, государство, некоммерческий сектор — не способен в одиночку справиться с социальными проблемами, на первый план выходит понимание необходимости поиска путей оптимального межсекторного взаимодействия, однако с использованием предпринимательских средств, позволяющих интегрировать социальный и экономический эффект.

В США в 2011 г. Инфо Отсюда перед обществом и государством возникает задача по реальному обеспечению каждого человека всем необходимым, как это предусмотрено международно-правовыми актами и внутренним законодательством государств.

Государство должно не только предусматривать средства защиты прав потребителей и их объединений, но и гарантировать обеспечение потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском лечении, работах, услугах и других социально-имущественных потребностей.

Следовательно, имущественные потребности граждан и их объединений должны не только защищаться, но и обеспечиваться, что должно означать реальное предоставление вышеперечисленных благ, гарантирующих ему достойную жизнь и нормальную жизнедеятельность. Решение данных вопросов в настоящее время в российском обществе является наиболее значимой социальной, правовой и экономической проблемой.

На наш взгляд, проблему обеспечения социально-имущественных потребностей граждан можно решить лишь с использованием инновационного инструментария, в контексте развития идеологии социального предпринимательства.

В связи с этим моделирование данной социально-инновационной конструкции требует поиска оптимального соотношения форм и средств правового воздействия.

В целях настоящего исследования, творчески развивая идеи, содержащиеся в трудах профессора Е.П. Баринов, имущественные потребности имеют вещный характер, реализуются в товарах, жилище и услугах.

По его мнению, имущественные потребности следует определить как объективно существующую необходимость (нужду) в потреблении материальных благ (товаров, работ, услуг) в целях создания условий для нормальной жизнедеятельности граждан, организаций и общества в целом

с. 180 — 182.> соч. С. 181. По мнению Н.А. Баринова, систему имущественных потребностей можно классифицировать на

Социальное предпринимательство в современной России: законодательное регулирование и основные направления государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Государство и право

Юридические науки»

Однако данный подход термина «социальное предпринимательство» не согласуется с общей теорией данного явления в экономическом секторе общества и государства. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Поскольку «социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: • социальное воздействие (от англ.

social impact) — целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты; • самоокупаемость и финансовая устойчивость — способность социального предприятия решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности; • предпринимательский подход — способность социального предпринимателя находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом»3 .
Важно также разграничивать понятия «социальное предпринимательство», «предпринимательство в социальной сфере» и «деятельность социально ответственного бизнеса».

И если выделить социально ответственный бизнес достаточно просто, поскольку такие компании как ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром-нефть», ОАО «Мегафон» за счет своей прибыли на основе собственной инициативы поддерживают различные социально ориентированных проекты, то понять различия между социальным предпринимательством и бизнесом в социальной сфере сложнее. Представители Агентства стратегических инициатив, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общественной палаты России, Государственной Думы России, научного сообщества, предприниматели высказываются в поддержку законодательного определения данных понятий. Попытки законодательного оформления термина «социальное предпринимательство», «социальный предприниматель» в Российской Федерации стали предприниматься с 2010 г., когда в соответствии с внесенными 5 августа 2010 г.

изменениями в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»4 появился термин «социально ориентированные некоммерческие организации». Данный термин, по мнению директора фонда «Наше будущее» Натальи Зверевой5, может использоваться для развития концепции социального предпринимательства.

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 указанного выше закона социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом формах (за исключением государ- 2 АкрамовскаяА.

Анализ правовой базы для уточнения понятия социального предприятия и связанных с ним терминов, а также инструментария государственного регулирования этой сферы // URL: http:// www.nb-forum.ru/social/laws/. 11 февраля 2008. 3 Кикал Дж., Лайонс Т.

Социальное предпринимательство: миссия — сделать мир лучше. М. : Альпина Паблишер, 2014. С.

Новый закон о социальном предпринимательстве: профессиональный разбор

Правовое обеспечение социального предпринимательства

26 июля 2019 года официально опубликован и вступил в силу федеральный закон № 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия.

О главных изменениях и о том, как устроен социальный бизнес в других странах, – юрист филиала благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» в России Константин Воробьев.

Что поменялось после принятия закона?

Наконец компании малого и среднего бизнеса смогут претендовать на статус социального предприятия. Для этого есть несколько условий – чтобы бизнес компании был направлен на достижение общественно полезных целей и способствовал решению социальных проблем. 

Что дает государство?

По закону государство обязано предоставить социальному предприятию имущественную (в частности, субсидии), информационную и иную поддержку. 

В чем преимущества ведения деятельности в форме коммерческой организации? 

Это, прежде всего, упрощенная регистрация компании, отсутствие отчетностей об использовании имущества, расходовании средств, реализации программ, понятный бухгалтерский учет и налоговый режим.

Особенности деятельности организаций в сфере социального предпринимательства

Предпринимательская деятельность в социальных сферахСоциальное предпринимательство (с 26 июля 2019 года)Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
Коммерческая организацияКоммерческая организация — субъект малого и среднего предпринимательстваНекоммерческая организация
1. Извлечение прибыли

2. Достижение общественно-полезных целей

1. Достижение общественно-полезных целей

2. Извлечение прибыли

1. Достижение общественно-полезных целей

2. Извлечение прибыли

Предпринимательская деятельностьПредпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, в качестве основной деятельности организации в соответствии с условиями законаПредпринимательская деятельность, соответствующая уставным целям организации и необходимая для достижения общественно полезных целей в качестве дополнительной деятельности организации
Гранты, льготные кредиты от частных фондовФинансовая, имущественная, информация поддержка от государстваПожертвования, гранты от НКО и физических лиц,

 государственная поддержка, налоговые льготы

Почему тогда всё чаще выбирают форму некоммерческой организации? 

Ответ несложен – широкие источники формирования имущества – пожертвования и гранты, которые доступны преимущественно некоммерческим организациям. Хозяйственная деятельность социальных предприятий не отличается высокой доходностью, в связи с чем учредители вынуждены искать дополнительные источники финансирования, которые сильно ограничены у коммерческих юридических лиц. 

На преодоление описанного дисбаланса направлены законодательные изменения.

«Я каждый вечер думаю: все ли успела?»: правила жизни социального предпринимателя Гузель Санжаповой

Вернемся к началу: что такое социальное предпринимательство?

Единого и точного ответа не существует, но если исследовать правовое положение социальных предприятий от Бельгии до Южной Кореи, в подавляющем большинстве их будут объединять следующие черты:

1) коммерческая деятельность.

Непрерывная предпринимательская деятельность, связанная с производством товаров, оказанием услуг и выполнением работ отличает социальное предприятие от традиционной некоммерческой организации: социальное предприятие на постоянной основе вовлечено в производство продукции, предоставление услуг населению, поэтому именно хозяйственная деятельность представляет главный признак социальных предприятий, способ их существования.

2) основная цель деятельности — некоммерческая. Социальное предприятие может быть нацелено на извлечение прибыли, но это должно быть второстепенно, хозяйственная деятельность лишь выступает способом решения социальных проблем, служению общественным интересам.

3) запрет или ограничение распределения прибыли.

Указанный критерий направлен на обеспечение приверженности организации некоммерческим целям деятельности и применительно к некоторым странам обусловлен возможностью как коммерческих, так и некоммерческих организаций претендовать на ведение деятельности в статусе социального предприятия.

Так как цели должны быть связаны с осуществлением деятельности в общественно-полезных целях, прибыль (полностью или частично) должна быть реинвестирована в деятельность организации – повышение условий труда, найм высококвалифицированных работников, расширение производства.

Применительно к европейским социальным предприятиям возможность распределения дивидендов от предпринимательской деятельности между учредителями колеблется от 30 до 40 процентов. В России ограничение в 50 процентов предусмотрено частично – для определенных видов деятельности.

Заметно часто встречаются особенности, которые присущи не обязательно каждому социальному предприятию: использование как оплачиваемого, так и волонтерского труда, выражение общественного интереса определенной социальной группы, демократическое (общественное) управление, когда право принятия решений не основано на взносах в уставной капитал, — но они отражают социальную и правовую сущность, вектор развития социального предпринимательства.

Частные дома престарелых, школы и санатории для инвалидов, экологические компании по переработке мусора, социальные супермаркеты и столовые для малоимущих граждан, charity shops, производства одежды для инвалидов, спортивные школы, службы поддержки, предоставляющие занятость людям с ограниченными возможностями – продают товары, оказывают платные услуги, то есть осуществляют коммерческую деятельность, однако главная цель их существования не извлечение прибыли, а улучшение жизни определенных социальных групп.

Таким образом, организации, учрежденные изначально в правовых формах коммерческих организаций, принимая некоммерческие цели деятельности и запрет/ограничение распределения прибыли, по своей сущности приближаются к некоммерческим, получая взамен благоприятный режим деятельности, индивидуальный для каждого государства – это могут быть налоговые льготы, доступ к дополнительным источникам финансирования (специальные гранты, государственные субсидии, пожертвования), иная государственная поддержка. В связи с парадоксальным сочетанием коммерческого и некоммерческого социальные предприятия именуют гибридными организациями.

Секрет на миллион: как НКО делать успешные проекты с бизнесом

Кто по закону может стать социальным предприятием? 

По закону на статус социального предприятия и государственную поддержку могут рассчитывать компании малого и среднего бизнеса, которые соответствуют следующим критериям: 

  •  трудовая интеграция (обеспечение занятости инвалидов, одиноких или многодетных родителей, пенсионеров, беженцев, малоимущих граждан или других категорий при условии, что их доля составляет не менее 50% от общего числа работников, а расходы на оплату труда – не менее 25%);
  • реализация товаров, производимых лицами из приведенных выше категорий (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли;
  • производство товаров для лиц из приведенных выше категорий с целью компенсации ограничений их жизнедеятельности (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, а реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли) по направлениям: оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-трудовых и иных услуг;
  • деятельность, направленная на достижение общественно-полезных целей, по оказанию педагогическо-социальных услуг, организации отдыха и оздоровления детей, в сфере дошкольного образования, по обучению работников и добровольцев социально ориентированных НКО, культурно-просветительская и иная деятельность (доля доходов от деятельности – не менее 50% от общего дохода, реинвестирование прибыли – не менее 50% от общего размера прибыли).

«Всему приходится учиться в процессе и иногда на ошибках»: Дарья Алексеева о фонде «Второе дыхание» и бизнесе CharityShop

Как это устроено в других странах? 

 Статус социального предприятия, на который могут претендовать только субъекты малого и среднего предпринимательства, закреплен в России, однако есть и иные способы правового регулирования положения субъектов социального предпринимательства: в таблице ниже приведены основные модели.

I модельСтатус социального предприятия

(Бельгия, Россия, Италия, Южная Корея, Словения, Финляндия, Вьетнам, и др.)

— система признания/сертификации организаций;

— определенный круг субъектов (только коммерческие организации; коммерческие и некоммерческие организации);

— критерии соответствия для получения статуса;

— специальный орган исполнительной власти, ответственный за назначение и отзыв статуса социального предприятия

— перечень организаций, имеющих статус;

— система государственной поддержки.

II модельСпециальная организационно-правовая форма 

(Германия, Италия, Испания, США, Великобритания и др.)

— разновидность юридического лица;

— правовой режим деятельности, учитывающий признаки социального предприятия;

— система государственной поддержки;

— прочная связь между деятельностью юридического лица и интересами государства в части реализации политики, направленной на решение социальных проблем, повышения качества жизни населения.

В Германии, Соединенных Штатах Америки, Великобритании в законодательстве существуют специальные организационно-правовые формы юридических лиц для деятельности в сфере социального предпринимательства.

Закрепив в учредительных документах некоммерческие цели деятельности организации, учредители могут основать или преобразовать организацию, к примеру, в благотворительное общество с ограниченной ответственностью (в Германии), низко доходное общество с ограниченной ответственностью (в США), компанию общественных интересов (в Великобритании). 

Примечателен для рассмотрения пример правового положения низко доходного общества с ограниченной ответственностью в США, выделяющийся отсутствием требований по ограничению распределения прибыли.

Именно направленность целей деятельности отличает низко доходное общество с ограниченной ответственностью (low-profit limited liability company, далее – L3C) от общества с ограниченной ответственностью (limited liability company).

Преимущества же общества с ограниченной ответственностью в виде упрощенной регистрации, прав и обязанностей участников (учредителей), условий перехода долей уставного капитала, управления обществом, распределения прибыли etc.

сохраняются.

Использование организационно-правовой формы L3C предоставляет юридическому лицу возможность привлекать целевое финансирование от частных фондов по программам инвестирования, созданных специально для коммерческих организаций, имеющих общественно полезные цели деятельности (Program Related Investments, PRI’s).

Так, фонд Bill & Melinda Gates Foundation выделил 1,5 миллиарда долларов США на Program Related Investments, 1 миллиард из которых уже распределен между 47 компаниями.

Вместе с тем, денежные средства, полученные по PRI’s или в качестве пожертвований от граждан, подлежат налогообложению на общих основаниях, никаких исключений не предусмотрено.

Компании, учрежденные в организационно-правовой форме L3C, крайне разнообразны: от компании SEEDR, занимающейся решением проблем глобального здравоохранения, инфраструктуры и финансовых инноваций, которая в 2009 году получила грант на сумму более полумиллиона долларов на разработку новой линии изолированных контейнеров для транспортировки и хранения вакцин и других лекарств в развивающихся странах, до кофейни “Overflow Coffee Bar” в Чикаго, деятельность которой направлена на развитие местного сообщества и интеграцию жителей района посредством проведения в заведении культурных и просветительских мероприятий.

Когда и как можно будет стать социальным предприятием?

Первое внесение сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является социальным предприятием, намечено на 10 апреля 2020 года.

На данный момент порядок признания организации социальным предприятием разрабатывает Министерство экономического развития Российской Федерации.

В итоге, в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства появится графа с информацией о том, что организация является социальным предприятием, это даст возможность компании претендовать на имущественную и финансовую поддержку от государства. 

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.