+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Правовое регулирование правила оплаты труда нормативные акты

Правовое регулирование оплаты труда: положения ТК, основные понятия

Правовое регулирование правила оплаты труда нормативные акты

Согласно Конституции Российской Федерации одной из основных категорий гражданских прав и свобод является право на вознаграждение за выполненный труд.

Это право пресекает любой вид дискриминации, а также устанавливает положение, что это вознаграждение не должно быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), который устанавливается федеральным законодательством.

Это конституционное право реализуется посредством закрепленного в Трудовом Кодексе РФ механизма, который базируется на основных понятиях и определениях оплаты труда.

Как осуществляется правовое регулирование заработной платы

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (иначе — оплата труда) является совокупностью таких выплат, как:

  • вознаграждение за труд — оно начисляется, исходя из квалификации работника, степени сложности и количества выполняемой им работы, а также ее качества и условий;
  • компенсационные выплаты — это различные доплаты/надбавки, призванные компенсировать неудобства работника того или иного плана, включая такие, как работа в условиях, не соответствующих понятию нормальных, работа в сложных климатических условиях, работа на территориях с радиоактивным загрязнением и прочее подобного типа;
  • стимулирующие выплаты — это доплаты/надбавки, призванные стимулировать работника, включая премии и прочие выплаты с целью поощрения.

Оплачиваться труд может в различной форме: денежной или натуральной, а также смешанной.

Замечание 1

Согласно статье 131 Трудового Кодекса РФ выплата заработной платы должна осуществляться в денежной форме, в валюте Российской Федерации, то есть — в рублях.

Помимо этого оплачиваться труд может и в других формах, если это закреплено коллективным/трудовым договором с приложением письменного заявления работника, при условии, что эти формы не нарушают законодательство РФ, а также международные договоры государства. Неденежная форма в качестве оплаты труда не должна превышать 20% от общей суммы зарплаты. При этом запрещается оплачивать труд:

  • бонами;
  • долговыми обязательствами;
  • купонами;
  • расписками;
  • спиртным;
  • наркотиками;
  • ядовитыми, токсичными и иными вредными веществами.

Государство не только закрепляет за гражданами право на оплату выполненного труда, но также устанавливает гарантии на его реализацию. К основным государственным гарантиям, относящимся к оплате труда, причисляют:

  • меры обеспечения роста уровня реального содержания зарплаты;
  • ограничение оснований и размеров удержаний из зарплаты на основе распоряжения руководителя, включая размеры налогообложения доходов, получаемых с зарплаты;
  • ограничение натуральной формы оплаты труда;
  • обеспечение согласно федеральному законодательству получения работником зарплаты в ситуациях, когда работодатель прекращает свою деятельность и при установлении его неплатежеспособности;
  • осуществление госнадзора на федеральном уровне за соблюдением трудового законодательства, а также прочих нормативных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права — этот надзор должен включать в себя проверки выплат зарплаты (ее полноту и своевременность), а также того, как реализуются госгарантии по оплате труда;
  • ответственность работодателей в случае нарушения требований Трудового Кодекса, законов и других нормативных правовых актов, коллективных договоров и прочих соглашений;
  • сроки/очередность выплаты зарплаты.

Правовое регулирование оплаты труда на основе МРОТ

Статья 133 Трудового Кодекса имеет важное дополнение, которое внесено Законом о внесении изменений в Трудовой Кодекс — это привязка обеспечения МРОТ к размеру соответствующего бюджета. Например, МРОТ, который был установлен федеральным законом, обеспечивается следующими организациями:

  • финансируемыми из федерального бюджета — это осуществляется посредством средств федерального бюджета, внебюджетных средств, включая средства, которые были получены в ходе предпринимательской и иной деятельности, которая приносит доход;
  • финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации — они формируются за счет средств бюджетов этих субъектов, внебюджетных средств, включая средства, полученные от любой деятельности, приносящей доход;
  • финансируемыми из местных бюджетов — такие средства формируются из средств местного бюджета, внебюджетных средств и иных источников, приносящих доход;
  • другие — все прочие работодатели осуществляют это за счет собственных средств.

МРОТ имеет гарантийный характер, так как выступает в виде социального стандарта. Он одновременно устанавливается на всей территории РФ федеральным законом.

В статье 133 Трудового Кодекса РФ прописано, что заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума для трудоспособного гражданина.

Определение 1

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины (включая платежи и сборы обязательного характера).

Определение 2

Потребительская корзина — это минимальный продуктовый набор, рассчитанный на питание, а также товары непродовольственного характера и услуги, которые являются необходимыми для сохранности здоровья и обеспечения жизнедеятельности гражданина.

Размер потребительской корзины определяется по основным социально-демографическим группам населения как в целом по стране, так и по ее отдельным субъектам.

Размер определяется Правительством РФ вместе с исполнительными органами каждый квартал — за его основу берутся потребительская корзина и данные Федеральной службы государственной статистики, в которых содержатся уровни цен на пищевые и непродовольственные продукты, услуги, обязательные сборы и платежи. Расчет прожиточного минимума и потребительской корзины проводится для трех основных групп населения:

  • трудоспособные граждане;
  • пенсионеры;
  • дети.

В своей основе МРОТ содержит величину прожиточного минимума, которая устанавливается для категории трудоспособных граждан.

Правило, которое прописано в части 1 статьи 133 Трудового Кодекса РФ, будет введено специальным федеральным законом, в котором должны быть прописаны порядок/сроки введения минимальной заработной платы в поэтапном режиме, так как подобную операцию невозможно провести одновременно во всех отраслях — этому препятствуют экономические причины.

Замечание 2

Работник получает право на МРОТ только при наличии полностью отработанной нормы рабочего времени и выполненной нормы трудовых обязанностей. При этом это право на получение сохраняется за работником в тех ситуациях, когда указанные нормы остались невыполненными не по его вине.

Сейчас Трудовой Кодекс не содержит точного определения минимального размера оплаты труда и это служит причиной частых споров между работниками и работодателями, которые возникают при решении вопроса установления размера зарплаты.

Например, работодатели часто считают, что размер тарифных и базовых ставок/окладов (должностных окладов), которые определяют размер заработной платы работников за месяц (которые отработали в течение этого времени норму рабочего времени и выработали нормы труда, находясь в нормальных рабочих условиях) может быть меньше МРОТ, который указан в части 1 статьи 133 ТК РФ. Подобный подход они объясняют тем, что при наличии компенсационных, стимулирующих и социальных выплат размер тарифов и ставок в итоге оказывается больше МРОТ. Однако Верховным Судом РФ постановлено, что размеры указанных тарифов/ставок в этом конкретном случае не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, при этом компенсационные и прочие выплаты не учитываются — они могут устанавливаться только сверх указанного МРОТа.

На фоне учета стоимости жизни, изменений в минимальном бюджете потребителя и общего социально-экономического положения в стране МРОТ периодически пересматривается.

Правовое регулирование правила оплаты труда нормативные акты

Правовое регулирование правила оплаты труда нормативные акты

→ → Актуально на: 27 октября 2016 г. О понятии, содержании, видах и системах оплаты труда, вопросах начисления и выплаты зарплаты мы рассказывали в . Об основах правового регулирования оплаты труда расскажем в этом материале.

В ТК указано, что регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии со следующими документами (): Документы, регулирующие трудовые отношения Конституция РФ, федеральные конституционные законы Трудовое законодательство: Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права: Документы работодателя: — ТК РФ; — указы Президента РФ; — коллективные договоры; — иные федеральные законы; — постановления Правительства РФ; — соглашения; — законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; — локальные нормативные акты — нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; — нормативные правовые акты органов местного самоуправления Рассмотрим основные положения, касающиеся трудовых отношений, которые предусмотрены главным Законом страны – (принята всенародным анием 12.12.1993).

Конституция гарантирует охрану труда и установление МРОТ ().

Кроме того, Конституция РФ предусматривает следующие положения, регулирующие трудовые отношения:

  • свобода труда. Она подразумевает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию ();
  • запрет принудительного труда ();
  • право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ();
  • право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, не ниже установленного федеральным законом МРОТ;
  • право на защиту от безработицы;
  • право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, в т.ч. право на забастовку ();
  • право на отдых ().

Документы, разрабатываемые работодателем, не могут противоречить требованиям трудового законодательства и в части, ущемляющей права работников, не должны применяться. В то же время такие документы могут расширять перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам.

О содержании, целях и порядке разработки коллективных договоров и соглашений можно прочитать в .

Локальные нормативные акты работодателей принимаются в виде положений, правил, инструкций и иных документов, регулирующие вопросы трудовых отношений, не раскрываемые или не конкретизированные трудовым законодательством, а также не предусмотренные трудовым или коллективным договором. К локальным нормативным актам можно отнести, к примеру, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда, Положение о премировании и другие.

Также читайте:

Форум для бухгалтера:

Подписывайтесь на наш канал в

Нормативно-правовое регулирование учета труда и его оплаты

№ 94н.

В соответствии с этим документом учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Аналитический учет по данному счету ведется по каждому работнику организации.

На предприятиях для целей бухгалтерского учета разрабатываются учетная политика, распоряжения и приказы руководства, рабочие инструкции и конкретные указания по осуществлению бухгалтерского учета.

Таким образом, порядок учета выплат по заработной плате регулируется множеством федеральных законов и законодательных актов.

Каждый бухгалтер и руководитель предприятия должны самостоятельно следить за выходом новых нормативных документов о труде, за изменениями в учете заработной платы, изменениями в налоговом законодательстве и выплатах за счет средств социального страхования.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.