+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Проведение оперативно розыскной деятельности предварительного следствия

Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю

Проведение оперативно розыскной деятельности предварительного следствия

Не открою Америки, если скажу, что в настоящее время исключительно следственным путем преступления почти не раскрываются.

Как правило, так или иначе, следователи вынуждены использовать и в качестве поводов для возбуждения уголовного дела, и в доказывании результаты оперативно-розыскной деятельности.

О такой возможности, в частности, прямо говорится в ст. 89 УПК РФ и ст.11 Закона об ОРД.

Здесь уместно вспомнить о положениях ст. 50 Конституции РФ, ст. 7, 75 и 89 УПК РФ. В частности речь идет о том, что если доказательства получены с нарушением требований федеральных законов, они должны признаваться недопустимыми со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Возникает вопрос: что же нужно следователю сделать для того, чтобы доказательства, которые ему надлежит сформировать на основе тех материалов, которые предоставляют ему органы, осуществлявшие ОРД, отвечали требованию допустимости?

Ответ очевиден. Прежде всего, должен быть соблюден предусмотренный законом порядок приобщения к уголовному делу материалов, полученных оперативно-розыскным путем.

Вот об этом порядке и пойдет речь.

Нормативное регулирование порядка представления результатов ОРД следователю

Следует начать с того, что ст. 11 Закона об ОРД, говоря о направлениях использования результатов ОРД в уголовном процессе, подробно не регламентирует порядок представления (передачи) результатов ОРД следователю либо в иные органы, указанные в законе.

В ней лишь говорится о том, что основанием для такого представления является соответствующе Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Отсюда первый вывод – в любом случае, если следователь получает о того или иного оперативного подразделения материалы, которые ему предстоит проверить на предмет наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела или использовать их в доказывании по уголовному делу, он должен убедиться, вынес ли руководитель органа, осуществляющего ОРД соответствующее постановление.

Теперь о порядке, установленном ведомственными актами, о котором говорится в ст. 11 Закона об ОРД.

Таким нормативным актом в настоящее время является “Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд”, утвержденная приказами МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013

Эта инструкция носит межведомственный характер, т.к. утверждена приказами руководителей всех ведомств, которые согласно действующему законодательству уполномочены осуществлять ОРД на территории Российской Федерации, а также руководителем Следственного комитета РФ.

Подобные Инструкции существовали и ранее. До этого были ее редакции 1998 и 2007 года.

Рассмотрим основные требования, которые предъявляет данная Инструкция к порядку представления результатов ОРД следователю.

Способы передачи результатов ОРД следователю

Результаты ОРД могут представляться в двух вариантах.

  1. В виде рапорта об обнаружении признаков преступления. Такой рапорт составляется сотрудником оперативного подразделения в соответствии со статьей 143 УПК РФ и обязательно должен быть зарегистрирован в установленном порядке.
  2. В виде сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

Процедура представления результатов ОРД в виде рапорта или сообщения включает в себя следующие этапы.

Принятие решения о передаче результатов ОРД в следственный орган

Как уже отмечалось выше, в соответствии со ст. 11 Закона об ОРД такое решение оформляется в виде Постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Указанное постановление составляется в двух экземплярах. Первый направляется в следственный орган, второй – приобщается к материалам дела оперативного учета или к материалам номенклатурного (литерного) дела.

Оформление необходимых для передачи следователю документов

Оформление документов для представления их следователю включает в себя следующие моменты.

Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. Речь идет о так называемой легализации результатов ОРД.

В случае рассекречивания материалов, которые передаются в следственный орган, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен вынести постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Такое постановление должно быть составлено в 2 экземплярах. Первый экземпляр направляется в следственный орган, а затем приобщается к материалам уголовного дела, второй приобщается к материалам дела оперативного учета или (в случае его отсутствия) – к материалам номенклатурного дела.

В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

Согласно ст.

8 Закона об ОРД такие ОРМ, как проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД..

Следовательно, при передаче следователю результатов этих мероприятий, в представленных материалах должно быть наличие соответствующего постановления о проведении ОРМ.

Копии таких постановлений подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

К вышеуказанным документам прилагаются (при их наличии) полученные или выполненные при проведении ОРМ материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также различные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

При этом нужно обращать внимание на то, чтобы органом, осуществляющим ОРД, были приняты все необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие).

Если следователю передается фонограмма, к ней должен прилагаться бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, в копиях или выписках, в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, и на бумажном носителе записи переговоров.

В этом случае их оригиналы, если они не были в дальнейшем истребованы следователем, должны храниться в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела или уголовного преследования.

Таким образом, к рапорту об обнаружении признаков преступления либо сообщению о результатах оперативно-розыскной деятельности должны быть следующие документы:

  • постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД о передаче результатов ОРД следователю;
  • постановлении о рассекречивании результатов ОРД, утвержденное руководителе органа, который осуществлял эту деятельность;
  • постановления о проведении таких ОРМ, как проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и оперативное внедрение (если следователю представляются материалы, полученные в результате их проведения);
  • копии судебных решений о проведении ОРМ, если такое решение требовалось по закону.

Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности

Проведение оперативно розыскной деятельности предварительного следствия

В процессе доказывания запрещаетсяиспользование результатовоперативно-розыскной деятельности, еслиони не отвечают требованиям, предъявляемымк доказательствам настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 89

1.Оперативно-розыскная деятельностьпредставляет собой разновидность познанияв соответствии с ее целями и задачами.Однако это не уголовно-процессуальноепознание, назначение которого определено вст. 6 УПК РФ.

Припроведении оперативно-розыскныхмероприятий отсутствуют процессуальныегарантии достоверности сведений, которыеиспользуются для установленияобстоятельств, предусмотренных в статье 73УПК РФ.

Поэтому, сведения, полученные в ходепроведения оперативно-розыскныхмероприятий, сами по себе не являютсяуголовно-судебными доказательствами.

Всвязи с этим в статье 89 УПК РФ содержитсяобщее правило о прямом запрете наиспользование результатовоперативно-розыскной деятельности впроцессе доказывания. Результатыоперативно-розыскной деятельности могутбыть использованы в доказывании, если ониотвечают требованиям, предъявляемым кдоказательствам нормами УПК РФ.

2.Согласно требованиям части 4 статьи 12Федерального закона “Обоперативно-розыскной деятельности”результаты оперативно-розыскнойдеятельности отражаются воперативно-служебных документах. Этидокументы представляются судье, прокурору,следователю и органу дознания в порядке ислучаях, которые установлены настоящимФедеральным законом. Но эти служебныедокументы от этого автоматически нестановятся доказательствами по уголовномуделу. Чтобы стать ими, они должны отвечатьряду условий. Во-первых, эти результатыдолжны быть получены в ходе выполненияоперативно-розыскных мероприятий, прямоуказанных в статье 6 Федерального закона “Обоперативно-розыскной деятельности”,перечень этих мероприятий исчерпывающий ирасширительному толкованию не подлежит. Во-вторых, сами эти мероприятия должныбыть проведены уполномоченным на тоорганом, указанным в Федеральном законе,при наличии на то законных оснований впорядке, предусмотренном Законом обоперативно-розыскной деятельности. В-третьих, результаты проведенныхмероприятий должны найти отражение воперативно-служебных документах. Наконец, и это самое главное,оперативно-служебные документы, отражающиерезультаты оперативно-розыскныхмероприятий, могут стать доказательствамив уголовном судопроизводстве толькопосредством производства следственных ииных процессуальных действий,предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст.86 УПК РФ). Правовая позиция по вопросамиспользования результатовоперативно-розыскной деятельности вдоказывании высказана в ОпределенииКонституционного Суда РоссийскойФедерации N 18-О от 04.02.1999 “По жалобам гражданМ.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушениеих конституционных прав отдельнымиположениями Федерального закона “Обоперативно-розыскной деятельности”(Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 3).Конституционный Суд указал, что собирание,проверка и оценка доказательств возможнылишь в порядке, предусмотренномуголовно-процессуальным законом. Результаты оперативно-розыскныхмероприятий являются не доказательствами,а лишь сведениями об источниках тех фактов,которые, будучи полученными с соблюдениемтребований Федерального закона “Обоперативно-розыскной деятельности”, могутстать доказательствами только послезакрепления их надлежащим процессуальнымпутем, а именно на основе соответствующихнорм уголовно-процессуального закона, т.е.так, как это предписывается статьями 49(часть 1) и 50 (часть 2) Конституции РоссийскойФедерации. Таким образом, результатыоперативно-розыскных мероприятий по своейюридической природе являются сведениямилишь об источниках процессуальныхдоказательств. Но сами эти сведения в своюочередь должны быть получены по основаниями в порядке, предусмотренном Федеральнымзаконом “Об оперативно-розыскнойдеятельности”, что в свою очередь являетсяпредпосылкой процессуальной допустимостидоказательств. Иными словами, результатыоперативно-розыскных мероприятий – это”доказательства” процессуальныхдоказательств. Последние же должнысобираться, проверятся и оцениваться всоответствии с требованиямиуголовно-процессуального закона. 3. Внастоящее время отсутствуют четкиепроцессуальные правила, пряморегламентирующие использованиерезультатов того или иногооперативно-розыскного мероприятия вдоказывании, что на практике неизбежнопорождает определенные трудности. Каждое доказательство в уголовномсудопроизводстве должно иметь свойисточник происхождения. Исчерпывающийперечень этих источников назван в ч. 2 ст. 74УПК РФ. Поэтому сведения, полученные врезультате проведенияоперативно-розыскных мероприятий, могутстать уголовно-судебными доказательствами,если они получены из указанных вуголовно-процессуальном законодательствеисточников. Формирование процессуальныхисточников происходит в ходе допросов лиц вкачестве свидетелей, проведения экспертиз,осмотров предметов, документов, местности ижилища, в ходе проведения иныхпредусмотренных процессуальным закономследственных и судебных действий. Именно входе проведения следственных и судебныхдействий осуществляются собираниедоказательств, их проверка и оценка с точкизрения их относимости, допустимости идостоверности. 4. Одними из самыхраспространенных оперативно-розыскныхмероприятий являются опросы и наведениесправок, которые могут производиться нагласной и негласной основе. Результатыопросов отражаются в полученныхобъяснениях, рапортах и меморандумахдолжностных лиц, производивших данноеоперативно-розыскное мероприятие. Однакоэти оперативно-служебные документы немогут являться доказательствами вуголовном судопроизводстве как иныедокументы. Источником информации,полученной в ходе этогооперативно-розыскного мероприятия,являются лица, поэтому они должны бытьдопрошены в ходе предварительногорасследования или в суде с соблюдением всехпроцессуальных правил получения этого видадоказательств и гарантий обеспечениядостоверности полученных сведений. Такимобразом, результаты опросов могут явитьсялишь основанием для проведенияследственных действий – допросов. 4.1.Наведение справок оформляется рапортом илисправкой. Результаты наведения справокмогут приобщаться непосредственно кматериалам уголовного дела в видедокументов, если они получены изорганизаций и учреждений, а достоверностьсведений, в них содержащихся, носитофициальный и проверяемый характер. Этодокументы, поступившие изинформационно-поисковых систем (требованиеиз ИЦ о судимостях, справки из органоввнутренних дел, судов, контрольных органовоб административных правонарушениях, осостоянии на учете в ОППН, ПНД,характеристики и т.д.). Иные сведения,полученные в ходе наведения справок, могутстать источниками доказательств только входе проведения следственных действий илиэкспертиз. 5. Сбор образцов длясравнительного исследования какоперативно-розыскное мероприятие не можетподменять такое следственное действие, какполучение образцов для сравнительногоисследования (ст. 202 УПК РФ). В противномслучае полученные образцы лишаютсянадлежащих процессуальных гарантий длядальнейшего их использования вдоказывании, что влечет недопустимостьпроизводных доказательств. Результатысбора образцов для сравнительногоиспользования играет служебную роль иимеет ориентирующее значение дляпланирования дальнейшего расследования ипроведения отдельных следственныхдействий. 6. Проверочная закупкасостоит в совершении мнимой сделкикупли-продажи с лицом, подозреваемом вторговле запрещенными в гражданскомобороте предметами, товарами (наркотиками,фальсифицированными спиртными напитками,контрафактной продукцией,сильнодействующими препаратами, оружием,боеприпасами и т.п.), а также для выявленияфактов обмана потребителей. Особенностьюэтого мероприятия является”зашифрованность” проверочной закупки подвидом обычной процедуры с последующимобъявлением продавцу о фактической целизакупки, контрольным взвешиваниемприобретенного товара и составлением акта,отражающего результат проведения этогооперативно-розыскного мероприятия.Используется и негласная форма проверочнойзакупки, о которой продавцу не сообщается, ипо результатам этого мероприятиясоставляется справка. Результаты негласнойформы проверочной закупки не могутиспользоваться в доказывании по уголовномуделу, так как отсутствуют какие-либопроцессуальные гарантии достоверностиполученных таким путем сведений. Такиерезультаты служат задачам выполненияоперативно-розыскной деятельности и могутявиться основанием для возбужденияуголовного дела, с последующим проведениемследственного эксперимента (ст. 181 УПК РФ). 6.1. Гласные формы проведения проверочнойзакупки с последующим объявлением еерезультатов продавцу могут быть положены воснову доказывания, так как у продавцаимеются возможности участия в исследованиидоказательств при контрольном взвешиваниии составлении акта закупки, он можетподавать свои возражения и замечания. Актпроверочной закупки направляется в органпредварительного расследования и имеетпроцессуальное значение иного документа,сведения, полученные в ходе этогомероприятия, проверяются путем допросовлиц, принимавших в нем участие. Нередко этомероприятие проводится с участием понятых,что не предусмотрено Законом обоперативно-розыскной деятельности. Участиепонятых может иметь место только в рамкахпроизводства по возбужденному уголовномуделу. При проведении этогооперативно-розыскного мероприятия, как иряда других, обычно игнорируются положениястатьи 17 Закона “Об оперативно-розыскнойдеятельности”, которые допускаютпривлечение отдельных граждан с ихсогласия к подготовке или проведениюоперативно-розыскных мероприятий. Участиеэтих лиц не может носить, если так можновыразиться, “удостоверяющий” характер, ибоэто не понятые, а лица, оказывающиесодействие проведениюоперативно-розыскного мероприятия наконфиденциальной основе. В силу этогопривлечение отдельных лиц к проведениюпроверочной закупки весьма целесообразно,но в этом случае такие лица подлежатрасшифровке с их согласия и могут бытьдопрошены в ходе расследования в качествесвидетелей. 7. Исследование предметов идокументов обычно производитсяспециалистами в области криминалистики илиспециалистами в других сферах деятельности(биологами, судебными медиками, химиками ит.д.). Полученная таким путем информацияоблекается в форму справок, меморандумов,рапортов. 7.1. В определенных случаяхсправки об исследовании предметов идокументов имеют доказательственноезначение как основание для возбужденияуголовного дела: справка об отнесенииобнаруженного вещества к наркотическимсредствам, справка о принадлежностипредмета к огнестрельному или холодномуоружию, об отнесении предметов кбоеприпасам, о наличии подчисток или следовподделки в документе и т.д. Одновременнотакие справки служат основаниями и дляназначения соответствующих экспертиз. В относительно несложных случаях, восновном при проведении дознания, приотсутствии сомнений и спора, справки могутиметь процессуальное значение источникадоказательств – иных документов. Этоотнесение предмета к категории холодногооружия, пистолета – к огнестрельному оружиюи т.п., когда не требуется проведенияэкспертиз. 8. Наблюдение – это негласноеслежение за интересующими оперативноеподразделение лицами или событиями с цельюполучения информации, используемой длязадач выполнения оперативно-розыскнойдеятельности. Результаты наблюденияфиксируются рапортом,справкой-меморандумом, а также сприложением фотографий, магнитных лент ивидеокассет. Добываемая таким путеминформация может иметь важное значение вуголовном судопроизводстве.Зафиксированные результаты этогооперативно-розыскного мероприятияпредставляются органу дознания,следователю или в суд на основаниипостановления руководителя органа,осуществляющего оперативно-розыскнуюдеятельность (ч. 3 ст. 11 Федерального закона”Об оперативно-розыскной деятельности”).Далее эти результаты подлежат вовлечению вуголовное судопроизводство и проверке всоответствии с требованиямиуголовно-процессуальногозаконодательства: путем осмотрапредставленных предметов и документов,проведения экспертиз, допросов лиц,осуществлявших это оперативно-розыскноемероприятие. Определение конкретныхследственных действий производится взависимости от характера представленныхпредметов и документов. 8.1. Приподготовке осуществления наблюдения сприменением аудиозаписи иногдапривлекаются понятые для удостоверенияфакта вручения лицу, оказывающемусодействие в проведенииоперативно-розыскного мероприятия,технических средств. Как уже отмечалось,институт понятых при проведенииоперативно-розыскных мероприятий не долженприменяться. Это может только породитьсомнение в достоверности полученных такимпутем сведений, поскольку производитсяэклектическое сочетание следственного иоперативно-розыскного мероприятий.Вручение технических средств наблюдениядолжно производиться по постановлениюначальника оперативного подразделения суказанием технических характеристик ипараметров используемого для наблюдениясредства.

9. Отождествление личности -сыскное опознание человека состоит вустановлении и идентификации живого лицаили неопознанного трупа по статическим илидинамическим признакам. Результаты такогооперативно-розыскного опознания ни в коемслучае не могут иметь самостоятельногозначения доказательства по уголовномуделу.

Для этого необходимо проведениеэкспертиз (например, дактилоскопической),предъявление для опознания по правиламстатьи 193 УПК РФ.

Если вопрос об опознаниитрупа решается относительно просто, дляэтого только необходим предварительныйдопрос опознающего о приметах иособенностях, по которым он может опознатьтруп, и наличие понятых при проведенииопознания, то опознание живого лицапредставляет достаточную сложность,влекущую порой следственно-судебнуюошибку.

В части 3 статьи 193 УПК РФсформулировано правило, согласно которомуне может проводится повторное опознаниелица тем же опознающим и по тем жепризнакам. Иногда оперативные работникинегласно показывают опознающемузаподозренное лицо и порой убеждают, чтоэто именно то лицо, которое причастно кисследуемому событию.

Последующеепредъявление для опознания в порядкестатьи 193 УПК может привести к судебнойошибке. Так, по одному из дел обизнасиловании двух женщин каждая из нихуверенно опознала подозреваемого,подтвердив затем свои показания на очныхставках.

В результате опознанный в течениинескольких недель находился под стражей,пока с достаточной достоверностью не былоустановлено его алиби, а затем вообще былустановлен настоящий преступник. Какоказалось, оперативные работники этим двумпотерпевшим заведомо показалиопознаваемого перед предъявлением его дляопознания. В
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.